⁠`

Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Публикации / Об оспаривании действий (бездействия), решений конкурсных комиссий по устранению их от участия в конкурсе по заявлениям потенциальных поставщиков в сфере государственных закупок

Об оспаривании действий (бездействия), решений конкурсных комиссий по устранению их от участия в конкурсе по заявлениям потенциальных поставщиков в сфере государственных закупок

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Об оспаривании действий (бездействия), решений конкурсных комиссий по устранению их от участия в конкурсе по заявлениям потенциальных поставщиков в сфере государственных закупок

Подсудность.

Пунктом 1 статьи 47 Закона предусмотрено право потенциального поставщика обжаловать в уполномоченный орган действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, если их действия (бездействие), решения нарушают права и законные интересы потенциального поставщика.

Однако в силу пунктов 2 и 3 указанной статьи такое обжалование возможно в срок не позднее пяти рабочих дней со дня размещения протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона). По истечении указанного срока обжалование действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок осуществляется в соответствии с законами Республики Казахстан.

Нормы Закона не содержат указаний об обязательном порядке обжалования действий (бездействия), решения субъекта системы государственных закупок, нарушающих права и законные интересы потенциального поставщика. Такой потенциальный поставщик вправе обратиться с жалобой непосредственно в суд.

В соответствии с подпунктом 2) пункта 12 нормативного постановления Верховного Суда «О применении судами законодательства о государственных закупках» в судебном порядке оспариванию подлежат как итоги государственных закупок, так и решение о допуске к участию в государственных закупках, проведенных способом конкурса, аукциона. Такие дела подлежат рассмотрению судами в порядке особого искового производства.

Заявление подается по месту нахождения органа, должностного лица, действия которого обжалуются.

Согласно части первой статьи 27 ГПК дела по спорам о государственных закупках, сторонами в которых являются физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица рассматривают специализированные межрайонные экономические суды.

В соответствии с пунктом 6 статьи 47 Закона в судебном порядке может быть обжаловано решение уполномоченного органа, принятое по результатам рассмотрения жалобы потенциального поставщика на действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, если их действия (бездействие), решения нарушают права и законные интересы потенциального поставщика.

В случае обжалования потенциальным поставщиком действий (бездействия), решения субъектов системы государственных закупок, после заключения договора о государственных закупках с другим потенциальным поставщиком, такие дела подлежат рассмотрению в порядке искового производства с привлечением в качестве ответчика поставщика, с которым заключен договор.

При этом предъявляются требования о признании недействительным договора о государственных закупках, заключенного с другим поставщиком, а также между двумя потенциальными поставщиками (один из которых приобрел статус поставщика), поскольку возникает спор о праве на заключение с заказчиком договора о государственных закупках.

Лица, участвующие в деле. 

 Заявитель (истец) – потенциальный поставщик, права и интересы которого нарушены. Согласно подпункту 2) статьи 2 Закона потенциальным поставщиком может являться претендующее на заключение договора о государственных закупках:

- физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность;

- юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено для них законами;

- временное объединение юридических лиц (консорциум);

- физическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности, в случае приобретения заказчиком жилища, принадлежащего на праве собственности такому физическому лицу.

Лицо, действия которого обжалуются (ответчик) – следующие субъекты системы государственных закупок, действиями (бездействием) которых либо их решением нарушаются права и законные интересы потенциального поставщика:

- заказчик – государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними юридические лица, за исключением национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных управляющих компаний, национальных компаний и аффилиированных с ними юридических лиц, Национального Банка Республики Казахстан, его ведомств, организаций, входящих в структуру Национального Банка Республики Казахстан, и юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилиированных с ними юридических лиц (подпункт 27) статьи 2 Закона);

- организатор государственных закупок – определяется заказчиком для выполнения процедур организации и проведения государственных закупок.

Организатором государственных закупок может являться также должностное лицо заказчика, представляющее интересы последнего в предстоящих государственных закупках, за исключением случаев, когда заказчик и организатор государственных закупок выступают в одном лице.

Организатором государственных закупок может выступить сам заказчик непосредственно либо в лице своего структурного подразделения, ответственного за выполнение процедур организации и проведения государственных закупок.

Заказчик вправе определить организатором государственных закупок подведомственное государственное учреждение заказчика. Заказчик вправе выступить в качестве организатора государственных закупок для нескольких государственных учреждений, подведомственных заказчику. Заказчик вправе для нескольких государственных учреждений, подведомственных заказчику, определить среди них организатора государственных закупок.

Администратор бюджетной программы вправе выступать в качестве организатора государственных закупок для подведомственного ему государственного учреждения, юридического лица, в отношении которого он выступает органом государственного управления, либо лица, аффилиированного с юридическим лицом, в отношении которого администратор бюджетной программы выступает органом государственного управления.

Государственное предприятие вправе выступать в качестве организатора государственных закупок для аффилиированных с ним лиц.

Юридическое лицо, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат государству, вправе выступать организатором государственных закупок для аффилиированных с ним лиц (статья 7 Закона);

- единый организатор государственных закупок – юридическое лицо, определенное Правительством, акиматом области, города республиканского значения и столицы или акиматом района, города, района в городе, осуществляющее выполнение процедур организации и проведения государственных закупок (подпункт 16) статьи 2 Закона). Постановлением Правительства от 2 апреля 2014 года № 300 единым организатором государственных закупок определен Комитет по государственным закупкам Министерства финансов;

- комиссия – конкурсная (аукционная) комиссия является коллегиальным органом, создаваемым организатором государственных закупок для выполнения процедуры проведения государственных закупок способом конкурса (аукциона), предусмотренным Законом. Конкурсная комиссия (аукционная комиссия) должна состоять из нечетного количества, но не менее трех человек (подпункт 10) статьи 2 Закона);

- эксперт – физическое лицо, обладающее специальными и (или) техническими познаниями, опытом и квалификацией в области проводимых государственных закупок, подтверждаемыми соответствующими документами (дипломами, сертификатами, свидетельствами и другими документами), привлекаемое организатором государственных закупок либо заказчиком для участия в разработке технического задания и (или) технической спецификации закупаемых товаров, работ, услуг и (или) подготовке экспертного заключения в отношении соответствия предложений потенциальных поставщиков технической спецификации закупаемых товаров, работ, услуг (подпункт 26) статьи 2 Закона);

- единый оператор в сфере государственных закупок – юридическое лицо, определенное уполномоченным органом в сфере государственных закупок, единственным собственником акций (долей участия в уставном капитале) которого является государство (подпункт 20) статьи 2 Закона). Приказом Министра финансов от 31 марта 2015 года № 243 единым оператором в сфере электронных государственных закупок определено товарищество с ограниченной ответственностью «Центр электронной коммерции».

В случае заключения заказчиком договора о государственных закупках с другим поставщиком по результатам конкурса, итоги которого обжалуются в судебном порядке, названный поставщик подлежит участию в деле в качестве ответчика.

Если в вышеуказанном случае обжалуются лишь действия (бездействия) либо решения субъектов системы государственных закупок (без оспаривания договора о государственных закупках), в соответствии со статьей 52 ГПК поставщик, с которым заключен такой договор, подлежит привлечению к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, поскольку решение по делу может повлиять на его права и законные интересы.

Определение правоотношений сторон и закона, которым следует руководствоваться.

 Правоотношения сторон по делам, связанным с оспариванием потенциальными поставщиками действий (бездействия), решений конкурсных комиссий, возникают из применения норм Закона при организации и проведении конкурса о государственных закупках, предоставлении потенциальным поставщиком заявки и документов для участия в конкурсе, выводов и решений конкурсной комиссии по итогам его проведения. Таким образом, предметом спора является незаконность действия (бездействия), решения конкурсной комиссии в виде протокола о допуске (предварительном допуске) к участию в конкурсе, протокола об итогах конкурса.

Основанием заявления являются допущенные конкурсной комиссией нарушения требований законодательства, повлекшие отказ в допуске к участию в конкурсе потенциального поставщика, отклонение его конкурсной заявки, признание победителем другого потенциального поставщика.

Факты, подлежащие установлению и доказыванию, доказательства и доказывание.

Рассмотрение дел указанной категории требует проверки соответствия действий и решений субъектов системы государственных закупок требованиям законодательства.

Пунктом 138 Правил осуществления государственных закупок установлено, что потенциальный поставщик не допускается к участию в конкурсе (признанию участником конкурса) после приведения заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации, если:

1) он и (или) привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель) определены не соответствующими квалификационным требованиям и условиям конкурсной документации по основаниям, определенным Законом и Правилами осуществления государственных закупок;

2) он нарушил требования статьи 6 Закона.

Перечень квалификационных требований, предъявляемых к потенциальным поставщикам, установлен пунктом 1 статьи 9 Закона. Потенциальные поставщики в подтверждение их соответствия квалификационным требованиям представляют организатору государственных закупок соответствующие документы.

Статьей 6 Закона установлены основания, по которым потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках.

Конкурсной комиссией по результатам рассмотрения заявок на предмет соответствия потенциальных поставщиков  квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации оформляется протокол предварительного допуска к участию в конкурсе, содержащий информацию о потенциальных поставщиках, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены с подробным описанием причин отклонения, в том числе с указанием сведений и документов, подтверждающих их несоответствие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации.

Таким потенциальным поставщикам предоставляется право для приведения заявок в соответствие в течение трех рабочих дней со дня размещения протокола предварительного допуска к участию в конкурсе на веб-портале государственных закупок. Право на приведение в соответствие заявок потенциальным поставщикам, нарушившим статью 6 Закона, не предоставляется. В случае соответствия потенциальных поставщиков квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации протокол предварительного допуска к участию в конкурсе не оформляется.

По результатам повторного рассмотрения заявок на участие в конкурсе определяются потенциальные поставщики, соответствующие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации.

Исходя из указанных требований Закона, судам при рассмотрении дел данной категории необходимо исследовать протоколы предварительного допуска к участию в конкурсе и протокол, составляемый конкурсной комиссией по итогам конкурса, устанавливать соответствие заявителя квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации по проводимому конкурсу о государственных закупках.

Судам при проверке действий организатора государственных закупок следует проверять соответствие нормам Закона перечня квалификационных требований, предъявляемых заказчиком к потенциальным поставщикам, принимая во внимание, что указанный перечень, установленный статьей 9 Закона, является исчерпывающим.

Пример.

ТОО «А» обратилось в суд с иском к Управлению строительства о признании незаконными действий организатора государственных закупок при проведении государственных закупок способом электронного конкурса, признании недействительным и отмене договора о государственных закупках, заключенного с ТОО «Б».

Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что организатором государственных закупок отклонена конкурсная заявка ТОО «А» в связи с непредставлением справки об отсутствии задолженности в АО «Н-Банк», поскольку в конкурсной документации поставщика имеются сведения о наличии расчетного счета в указанном банке. 

Однако судом признано, что конкурсной комиссией установлено квалификационное требование, не предусмотренное пунктом 1 статьи 9 Закона, были нарушены принципы правового регулирования государственных закупок, предусмотренные подпунктом 2) статьи 4 Закона о предоставлении потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок.

Организаторами государственных закупок в результате неправильного толкования норм Закона допускаются факты необоснованного отказа в допуске к участию в государственных закупках потенциальных поставщиков.

В соответствии с подпунктом 8) пункта 1 статьи 6 Закона потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если потенциальный поставщик и (или) привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель) имеют неисполненные обязательства по исполнительным документам и включены уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в Единый реестр должников.

Пример.

По указанному выше основанию организатором государственных закупок ГУ «ПС» была отклонена конкурсная заявка АО «Компания Ц», поскольку на момент проведения конкурса АО «Компания Ц» состояло в едином реестре должников по исполнительным производства о взыскании суммы 926 тенге в пользу Б. и штрафа в сумме 926 тенге в доход государства.

Установлено, что АО «Компания Ц» не имело неисполненных обязательств, поскольку исполнительные документы ответчиком исполнены до подачи заявки на участие в конкурсе, однако орган, уполномоченный на ведение Единого реестра должников не произвел его своевременное исключение из данного реестра.

Содержание подпункта 8) пункта 1 статьи 6 Закона свидетельствует о том, что потенциальный поставщик не вправе участвовать в государственных закупках при наличии двух условий: 1) имеются неисполненные обязательства по исполнительным документам, 2) включение в Единый реестр должников.

Организатор государственных закупок, установив состояние АО «Компания Ц» в Едином реестре должников, не установил фактическое наличие неисполненных обязательств по исполнительным документам, что повлекло необоснованное отклонение потенциального поставщика от участия в конкурсе.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению (исковому заявлению)

В соответствии с требованиями части первой статьи 149 ГПК:

1) документ, подтверждающий направление ответчику или его представителю, третьим лицам копий заявления (искового заявления) и приложенных к нему документов на бумажном носителе или в форме электронного документа (квитанция с почтового отделения, скриншот и др.);

2) документ об уплате государственной пошлины (статья 104 ГПК, статья 535 Налогового кодекса);

3) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;

4) документы, подтверждающие обстоятельства на которых заявитель (истец) основывает свои требования:

копия конкурсной документации, разработанной заказчиком (организатором государственных закупок), размещенной на веб-портале государственных закупок, перечень которой установлен пунктом 2 статьи 12 Закона от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках»;

- при невозможности представления документов, к заявлению (исковому заявлению) в соответствии с подпунктом 6) части первой статьи 149 ГПК прилагается ходатайство заявителя (истца) об истребовании доказательств у ответчика;

- копия заявки заявителя (потенциального поставщика) на участие в конкурсе, а также копии документов, представленные потенциальным поставщиком для участия в конкурсе при подаче заявки;

- копия протокола предварительного допуска к участию в конкурсе;

- протокол об итогах государственных закупок;

- в случае заключения заказчиком договора о государственных закупках с другим потенциальным поставщиком по результатам конкурса, к заявлению (исковому заявлению) прилагается копия заключенного договора о государственных закупках;

- иные документы, которые, по мнению заявителя (истца), подтверждают необоснованность отказа заказчика (организатора) в допуске к участию в конкурсе либо отклонении конкурсной заявки;

5) жалоба потенциального поставщика, адресованная в уполномоченный орган, а также решение уполномоченного органа, принятое по результатам ее рассмотрения, в случае обжалования в суд решения уполномоченного органа по результатам рассмотрения жалобы;

6) копии устава, свидетельства или справки о государственной регистрации (перерегистрации), если заявление подано (иск предъявлен) юридическим лицом или копия документа, удостоверяющего личность, и документа о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, если заявление подано (иск предъявлен) индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с требованиями части второй статьи 149 ГПК:

к заявлению (исковому заявлению), подаваемому в форме электронного документа, прилагаются в электронной форме копии документов, указанных в части первой статьи 149 ГПК

Законы, подлежащие применению при рассмотрении и разрешении дел в зависимости от предмета и оснований иска

Конституция.

ГК.

ГПК.

Предпринимательский кодекс.

Бюджетный кодекс.

Экологический кодекс.

Законы:

- от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» (далее – Закон);

- от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»;

- от 9 ноября 2004 года № 603 «О техническом регулировании»;

- от 15 марта 1999 года № 349-I «О государственных секретах»;

- 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях»;

- от 12 ноября 2015 года № 392-V «О государственном аудите и финансовом контроле».

Нормативное постановление Верховного Суда от 14 декабря 2012 года № 5 «О применении судами законодательства о государственных закупках».

Постановления Правительства:

- от 2 апреля 2014 года № 300 «Об образовании Комитета по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан»;

- от 31 декабря 2015 года № 1200 «Об осуществления государственных закупок с применением особого порядка».

Приказы Министра финансов:

- от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» (далее – Правила осуществления государственных закупок);

- от 28 декабря 2015 года № 694 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок»;

-  от 22 февраля 2017 года № 130 ««Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, по которым организация и проведение государственных закупок осуществляется единым организатором»;

- от 29 февраля 2016 года № 91 «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются способом конкурса с предварительным квалификационным отбором и внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 694 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок».

- от 31 марта 2015 года № 243 «Об определении единого оператора в сфере электронных государственных закупок»

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела