Комментарий к статье 49. Основания ликвидации юридического лица Гражданского кодекса Республики Казахстан
- Ликвидация может быть осуществлена добровольно или принудительно.
- Ликвидация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, а коммунального предприятия по решению главы местной администрации (часть 1 п.1 ст.16 Указа о государственном предприятии).
Добровольная ликвидация АО, ТОО, ТДО и производственного кооператива может быть произведена только по решению общего собрания их участников (подпункт 4 п.2 ст.79; п.3 ст.84; подпункт 8 п.2 ст.92 и подпункт 5 п.3 ст.99 ГК).
Добровольная ликвидация полного и коммандитного товариществ, а также общественного объединения и потребительского кооператива производится по решению общего собрания их участников или уполномоченного им органа, а также по решению органа соответствующего юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Добровольная ликвидация учреждения производится по решению его органа, если он уполномочен на то учредительными документами. Помимо этого учреждение может быть ликвидировано по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа.
- По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случае банкротства. Основания и порядок ликвидации банкрота определяются Законом о банкротстве (см. комментарий к ст. ст. 52-57 ГК).
- По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случае признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. Неустранимый характер определяется нарушениями норм законодательных актов об отдельных видах юридических лиц. Например, указание некоммерческой организацией в качестве основной цели деятельности такой, которая направлена на извлечение дохода; регистрация АО с уставным капиталом менее требуемого законодательством и т.п.
- По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случае систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица. Это требование не относится к коммерческим организациям, которые по общему правилу имеют не специальную, а общую правоспособность, если иное не оговорено законодательными актами. В отношении некоммерческих организаций систематичность определяется по крайней мере двукратным осуществлением неуставной деятельности, что фиксируется судом по заявлению заинтересованного лица.
- Подпункт 4 п. 2 комментируемой статьи предусматривает ликвидацию в судебном порядке юридического лица при осуществлении деятельности, запрещенной законодательными актами. Такими актами может быть предусмотрен перечень работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта. Ограничения для государственных юридических лиц предусмотрены их учредительными документами и нормативными актами об их правовом статусе, а также международными соглашениями Казахстана. Например, Казахстан как безъядерное государство не может производить и распространять ядерное оружие.
- Подпункт 4 п. 2 комментируемой статьи предусматривает ликвидацию в судебном порядке юридического лица при осуществлении деятельности с неоднократным или грубым нарушением законодательства. Неоднократность определяется по крайней мере двукратным нарушением норм законодательства. Однако те же последствия могут быть вызваны единичным, но грубым нарушением законодательства.
- Пункт 2 комментируемой статьи не содержит исчерпывающего перечня оснований ликвидации юридического лица по решению суда. Такие основания могут быть предусмотрены законодательными актами. Например, "полное товарищество помимо оснований, указанных в статье 49 настоящего Кодекса, ликвидируется также в случае, когда в товариществе остается единственный участник, если он в течение шести месяцев не преобразует товарищество или не примет новых участников" (п. 1 ст.71 ГК); "коммандитное товарищество прекращается при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков" (п.1 ст.76 ГК); товарищества с ограниченной и дополнительной ответственностью прекращаются: 1) если число участников товарищества превысит пятьдесят; 2) если размер уставного капитала уменьшится менее минимального размера; 3) если участники не образуют в установленные сроки уставный капитал товарищества (п.1 ст.69 Закона о ТОО).
- Часть 1 п.3 комментируемой статьи устанавливает лиц, которые имеют право предъявить требование о банкротстве юридического лица. Правом на подачу заявления кредитора в суд о признании должника банкротом обладают налоговые и иные уполномоченные государственные органы в отношении обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также юридические и физические лица-кредиторы по гражданско-правовым обязательствам (п.2 ст.15 Закона о банкротстве).
Помимо кредиторов прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом:
1) когда им обнаружены признаки умышленного банкротства;
2) в интересах кредитора - Республики Казахстан, государственных органов;
3) в интересах кредиторов отсутствующего должника (п.1 ст.26 Закона о банкротстве).
В отношении государственных предприятий, а также хозяйственных товариществ, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 2/3, производство по делу о банкротстве, помимо вышеперечисленных лиц, возбуждается в суде на основании заявления уполномоченного на это государственного органа.
- Правом на иск о ликвидации юридического лица по основанию признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер, обладает государственный орган, осуществляющий регистрацию юридического лица.
Правом на иск о ликвидации юридического лица по основанию осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) обладает государственный лицензирующий орган.
Правом на иск о ликвидации юридического лица по основанию осуществления деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства обладает прокуратура.
- Часть 2 п. 3 комментируемой статьи допускает возложение обязанностей по осуществлению ликвидации юридического лица по решению суда на "иной орган (лицо), назначенный судом". Речь идет в данном случае о доверительном управляющем имуществом. Такой ликвидатор может быть как юридическим, так и физическим лицом. Его права доверительного управляющего возникают на основании решения суда и регулируются ГК и принятыми в соответствии с ним законодательными актами.
- Если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого в порядке, установленном п. 1 комментируемой статьи, принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном либо во внесудебном порядке по правилам, установленным главами "Упрощенные процедуры банкротства" или "Внесудебные процедуры" Закона о банкротстве (п. 5 ст. 3).
Юридическое лицо, в отношении которого принято решение о его ликвидации, выяснив, что его имущества не хватает для погашения обязательств перед кредиторами, может путем переговоров с кредиторами объявить официально о своем банкротстве и добровольной ликвидации либо применении реабилитационных процедур, либо о мирном урегулировании долгов. Порядок и условия проведения внесудебных процедур определяются договором между должником и кредиторами (ст. 96 Закона о банкротстве).
Если ликвидируемое юридическое лицо не договорится с кредиторами о погашении долгов и объявлении себя банкротом во внесудебном порядке, оно обязано обратиться в суд с ходатайством о признании его банкротом (ст. 17 Закона о банкротстве). Неисполнение этой обязанности влечет применение к руководителю должника субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед кредиторами (п. 6 ст. 3 Закона о банкротстве).
- Ликвидация некоторых видов юридических лиц возможна по особым основаниям, предусмотренным законодательными актами.
Такие основания установлены, например, Указом о банках и банковской деятельности.
Комментарии Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда Уголовное законодательство Нормативно правовые акты Республики Казахстан
Комментарий подготовлен в рамках программы научно-практических исследований Научно-исследовательского центра частного права Казахского государственного юридического университета.
Руководитель рабочей группы по подготовке проекта Гражданского кодекса Республики Казахстан член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан, профессор Сулейменов М.К
Заместитель руководителя профессор Басин Ю.Г.