Комментарий к статье 295. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан
1. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —
наказывается исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, если оно не повлекло, но заведомо создало угрозу наступления последствий, предусмотренных частями первой, второй или третьей настоящей статьи, -
наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до десяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.
Примечание. Под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в том числе морские и речные маломерные суда.
Общественная опасность преступления выражается в том, что при не соблюдении правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта создается опасность причинения вреда для жизни и здоровья людей, отношениям собственности, окружающей природной среде либо причиняется вред их здоровью или жизни.
Объектом преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации конкретных механических транспортных средств. Дополнительным объектом здесь выступает жизнь и здоровье потерпевших либо собственность. Поскольку в результате нарушения правил безопасности движения или эксплуатации морского или речного транспорта нередко причиняется вред и экологии (загрязнение нефтью, горюче-смазочными веществами русел рек, поверхностей морей, гибель рыбы и т.д.), можно выделить и факультативный объект. Таковым являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды.
Предметом преступления являются различные виды транспорта. Согласно ст.1 Закона РК «О транспорте в Республике Казахстан» от 21 сентября 1994 г. (с посл. изм. и доп.) транспорт РК – это зарегистрированный на ее территории железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электрический, в том числе метрополитен, а также находящийся на территории РК магистральный трубопроводный транспорт.
В соответствии со ст.2 данного Закона отношения, связанные с деятельностью транспорта РК, регулируются настоящим законом, транспортными кодексами, другими законодательными и нормативными актами РК.
Отношения, связанные с деятельностью трубопроводного транспорта, регулируются соответствующим законодательством РК.
Условия перевозок, порядок использования транспортных средств, обеспечения безопасности движения, соблюдения правил охраны труда, противопожарной безопасности, технико-технологических и санитарных норм определяются нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта, утверждаемыми в установленном порядке и являющимися обязательными для всех участников транспортных отношений.
Транспортные средства должны иметь сертификат, определяющий соответствие требованиям безопасности, медико-санитарным нормам, нормам охраны труда и экологии, международным и государственным стандартам и техническим условиям, а также быть зарегистрированными в установленном законодательством порядке. Транспортные средства, не прошедшие сертификацию и не зарегистрированные в установленном порядке, к эксплуатации не допускаются. Порядок сертификации определяется законодательством РК (ст.15 Закона РК «О транспорте в РК»).
Контроль за выполнением предприятиями, независимо от их принадлежности и форм собственности, транспортного законодательства, требований по безопасности движения и экологии при эксплуатации транспортных средств осуществляется органом государственного управления на транспорте и другими, предусмотренными законодательством РК, органами государственного управления (ст.25 Закона РК «О транспорте в РК»).
Под железнодорожным транспортом следует понимать механический рельсовый транспорт независимо от его ведомственной принадлежности (локомотивы, дрезины, вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, краны, поезда метрополитена).
Сюда не относится шахтный или внутрицеховой транспорт (электровозы, вагонетки), выполняющие чисто производственные функции. При этом, действия виновного следует рассматривать как нарушение правил охраны труда (ст.152 УК) либо по статьям о преступлениях против личности (ст.ст.103-105, 111 УК).
К водному транспорту (морским и речным судам) относятся пассажирские, научно-исследовательские, транспортные, добывающие (рыболовные, краболовные и т.п.), перерабатывающие (плавбазы и плавзаводы), вспомогательные (буксиры и т.п.), технические (дноуглубительные, дноочистительные снаряды, кабелеукладные и т.п.), спасательные, спортивные суда, в том числе суда на воздушной подушке, подводных крыльях.
К ним относятся также морские и речные маломерные суда, с главным двигателем мощностью менее 75 л.с. и несамоходные суда валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, принадлежащие гражданам моторные суда (независимо от мощности двигателей), парусные суда, гребные лодки грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарки и надувные суда.
Не являются таковыми в уголовно-правовом смысле баржи, не имеющие механического двигателя и приводимые в движение только буксиром, а также плот.
К воздушному транспорту относятся суда гражданской авиации (самолеты, гидросамолеты, вертолеты), а также иные средства воздухоплавания (аэростаты, дирижабли, планеры, дельтапланы и т.п.) полет на которых требует соблюдения мер безопасности.
Для квалификации деяния по ст.295 УК не имеет значения, кому принадлежит и в чьем ведении находится транспортное средство.
Объективная сторона преступления характеризуется тремя обязательными признаками:
а) деянием (действием либо бездействием), заключающимся в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта;
б) преступными последствиями, в виде неосторожного причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека;
в) причинной связью между указанным деянием и наступившими последствиями. Отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность установления в действиях лица состава данного преступления.
Диспозиция ст.295 УК является бланкетной и для уяснения признаков деяния следует обратиться к Закону РК "О транспорте в РК" от 21 сентября 1994 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК "О безопасности дорожного движения" от 15 июля 1996 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК «О железнодорожном транспорте» от 8 декабря 2001 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК «О внутреннем водном транспорте» от 6 июля 2004 г. (с посл. изм. и доп.), к Указу Президента РК «О транспортной стратегии РК до 2015 года» от 11 апреля 2006г., а также к установленным на железнодорожном, воздушном или водном транспорте правилам безопасности их движения и эксплуатации. Такой подход законодателя продиктован тем, что постоянное совершенствование железнодорожного, водного, воздушного и автомототранспорта неизбежно вызывает изменения соответствующих правил безопасности движения и эксплуатации этих видов транспорта, своевременно не охватываемых регулятивным действием уголовного закона. Поэтому обеспечение эффективной уголовно-правовой охраны данной группы общественных отношений обуславливает существование норм с бланкетными диспозициями.
К нормативным актам, регулирующим отношения на транспорте относятся:
а) на железнодорожном транспорте – Закон РК «О железнодорожном транспорте» от 8 декабря 2001 г. (с посл. изм. и доп.); Постановление Правительства РК «Об утверждении временного Устава железных дорог РК» от 18 января 1996 г.; Приказ Министра транспорта и коммуникаций РК «Об утверждении правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом РК» от 18 марта 2004 г., а также «Правила технической эксплуатации железных дорог РК»; «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РК», «Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта РК» и другие;
б) на водном транспорте – Водный кодекс РК от 9 июля 2003 г. (с посл. изм. и доп.); Постановление Правительства РК «Об утверждении Правил ведения государственного водного кадастра» от 31 декабря 2003 г., а также «Международные правила предупреждения столкновений судов»; «Правила технической эксплуатации судов»; «Кодекс торгового мореплавания РК» и другие;
в) на воздушном транспорте - Воздушный кодекс РК; Постановление Правительства РК «Об утверждении Положения об использовании воздушного пространства РК» от 28 февраля 1997 г.; Постановление Правительства РК «Об утверждении Основных правил полетов в воздушном пространстве РК» от 17 июля 2003 г., а также «Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям РК»; «Наставление по производству полетов в гражданской авиации РК»; «Наставление по технической эксплуатации воздушных судов в гражданской авиации РК» и другие.
На указанных видах транспорта действует большое количество нормативных актов, обращение к которым дает возможность правильно определить характер должного поведения виновного лица. При квалификации действий виновного необходимо выяснить, какие именно пункты (статьи или параграфа) правил безопасности движения или эксплуатации транспорта были им нарушены.
Нарушение правил безопасности движения может выразиться, например, в проезде на запрещающий сигнал семафора, в превышении скорости движения железнодорожного состава, в превышении дозволенной скорости движения судна на подходах к портам, в неподаче соответствующих звуковых сигналов, в нарушении порядка расхождения судов, в несоблюдении пилотами самолетов маршрута полета, высоты и коридоров полета и т.д.
Нарушением правил эксплуатации могут признаваться выпуск в рейс технически неисправного транспорта, использование транспортного судна не по назначению, перевозка запрещенных предметов, неправильное крепление груза, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при их посадке и т.п.
Так, например, при движении на большой скорости железнодорожного состава под управлением машинистов В.и Д., от воспламенения искры загорелись кустарники. В этот момент В.и Д. отвлеклись разговором и не заметили происходящее. В результате пожара большая территория леса была сожжена, а при тушении огня лесник П. получил ожег 2-й степени.
При этом, нарушение правил эксплуатации, не связанных с движением транспорта (например, при погрузочно-разгрузочных или ремонтных работах), в случае наступления вредных последствий, влечет ответственность по соответствующим статьям о преступлениях против личности, а в ряде случаев по ст.152 УК "Нарушение правил охраны труда".
Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в диспозиции этой нормы последствий. По ч.1 ст.295 УК – это причинение по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Часть 2 данной нормы – по неосторожности смерть человека, а ч.3 – по неосторожности смерть двух или более лиц. Квалификация данного преступления не изменится и в тех случаях, когда деяние вызвало в совокупности все указанные в ее диспозиции вредные последствия. Например, одному потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью, другому – средней тяжести вред здоровью.
Для определения степени тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего необходимо назначение судебно-медицинской экспертизы. При определении тяжкого вреда здоровью по неосторожности следует руководствоваться ч.1 ст.111 УК. Признаки средней тяжести и тяжкого вреда здоровью потерпевшего определяются согласно Приказа Министра здравоохранения РК "Правила организации и производства судебно-медицинской экспертизы" от 20 декабря 2004 г. № 875/1. В случае причинения при совершении данного преступления тяжкого вреда здоровью по неосторожности не требуется дополнительная квалификация по ч.1 ст.111 УК, поскольку содеянное полностью охватывается ч.1 ст.295 УК РК.
Для привлечения к уголовной ответственности по ст.295 УК необходимо установление причинной связи между этим нарушением и наступившими общественно опасными последствиями. Причем причинная связь должна устанавливаться не просто с действием или бездействием лица, а именно с нарушением соответствующих правил безопасности, ставшими непосредственной причиной наступления вредных последствий.
Субъект преступления специальный. Им может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязано соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта. Круг субъектов данного преступления определяется ведомственными нормативными актами, регламентирующими должностные функции того или иного работника транспорта. К ним относятся:
- на железнодорожном транспорте: машинист, его помощник, кондуктор поезда, дежурные по железнодорожной станции, диспетчеры и др.
- на воздушном транспорте: пилот, штурман самолета, бортмеханик, авиадиспетчер и др.
- на водном транспорте: капитан корабля, его помощник, радист, шкипер и др.
Не могут быть субъектами данного преступления водители личных катеров, спортивных самолетов, кассиры, носильщики, а также военнослужащие, которые в таких случаях понесут ответственность по ст.ст.300, 392 или 393 УК.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности (ст.21 УК). В первом случае виновный предвидит, что в результате нарушения конкретных пунктов правил безопасности движения или эксплуатации транспорта могут наступить определенные в законе вредные последствия, но без достаточных на то оснований легкомысленно рассчитывает на их предотвращение. Во втором случае виновный не предвидит возможность наступления этих последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.
В части 2 ст.295 УК установлена ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
В части 3 ст.295 УК установлена ответственность за деяние, предусмотренное ч.1 данной статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Как и в основном составе, с субъективной стороны, неосторожность к гибели одного или нескольких лиц может быть выражена в преступной самонадеянности или в преступной небрежности.
В части 4 ст.295 УК предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила в случаях, если виновный указанными действиями заведомо создал угрозу наступления вредных последствий, предусмотренных частями 1-3 этой статьи. При этом заведомость создания угрозы наступления указанных последствий означает, что виновный достоверно знал и предполагал, что при нарушении указанных правил неизбежно наступят общественно опасные последствия.
Поэтому деяние, предусмотренное ч.4 ст.295 УК считается оконченным с момента создания угрозы наступления вредных последствий, указанных в ч.ч.1-3 ст.295 УК. Вопрос о создании реальной угрозы наступления вредных последствий, предусмотренных ч.ч.1-3 ст.295 УК, должен решаться с учетом всех обстоятельств конкретного уголовного дела. Такой шаг законодателя продиктован возможностью серьезных последствий, проистекающих от малейшей оплошности и невнимательности при управлении сложной и объективно опасной техникой.
Комментарий от 2007 года к Уголовному Кодексу Республики Казахстан от Заслуженного деятеля Казахстана, доктора юридических наук, профессора, академика Казахстанской национальной академии естественных наук БОРЧАШВИЛИ И.Ш.
Дата изменения акта: 02.08.2007
Дата принятия акта: 02.08.2007
Место принятия: НЕТ
Орган, принявший акт: 180000000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 167
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 028000000000
Форма акта: КОММ
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Уголовный кодекс, Комментарии к уголовному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан