Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Комментарий к статье  8 Выдача лиц, совершивших преступление УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

Комментарий к статье  8 Выдача лиц, совершивших преступление УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Комментарий к статье  8 Выдача лиц, совершивших преступление УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

 

      1. Граждане Республики Казахстан, совершившие преступление на территории другого государства, не подлежат выдаче этому государству, если иное не установлено международным договором.
      2. Иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступление за пределами Республики Казахстан и находящиеся на территории Республики Казахстан, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Республики Казахстан.
      В статье 8 УК нашел выражение международный принцип выдачи лиц, совершивших преступление. Выдача лиц, совершивших преступление, - это передача его другому государству для судебного разбирательства или приведения в исполнение вынесенного приговора, осуществляемая согласно международным договорам и национальному уголовному и уголовно-процессуальному законодательству.
      Выдача (экстрадиция) возможна только в случае совершения преступления, а не какого-либо правонарушения.
      Согласно п. 1 ст. 11 Конституции РК "гражданин РК не может быть выдан иностранному государству, если иное не установлено международными договорами Республики". Это положение получило закрепление и в уголовном законе. Так, ч. 1 ст. 8 УК гласит: "граждане РК, совершившие преступление на территории другого государства не подлежат выдаче этому государству, если иное не установлено международными договорами". Оно разделяется многими современными государствами.
      Согласно ч. 2 ст. 8 УК "иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступление за пределами РК и находящиеся на территории РК, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международными договорами Республики Казахстан".
      Государство, на территории которого оказалось лицо, совершившее преступление, действует по своему усмотрению: либо выдает требуемое лицо, либо наказывает его по своим законам.
      Вопрос о выдаче возникает в случаях, когда лицо, совершившее преступление, в одной стране или против интересов этой страны либо обязанное отбывать наказание, находится в другой стране. Согласно международной практике требование о выдаче предъявляется при наличии одного из следующих условий:
      1) преступление совершено на его территории;
      2) преступление было направлено против интересов этого государства;
      3) лицо, совершившее преступление, является гражданином этого государства;
      4) в отношении лица необходимо исполнение приговора.
      Уголовно-правовая норма о выдаче лиц, совершивших преступление (иностранных граждан и лиц без гражданства), предусмотренная в ч. 2 ст. 8 УК конкурирует с нормами о таких принципах действия уголовного закона в пространстве, как универсальный и реальный, закрепленные в ч. 4 ст. 7 УК. Конкуренция заключается в том, что в соответствии с указанными принципами РК вправе привлечь соответствующих иностранных граждан и лиц без гражданства к уголовной ответственности и подвергнуть их уголовному наказанию по казахстанскому уголовному законодательству.  Одновременно в соответствии с указанной нормой  ч. 2 ст. 8 УК, о выдаче РК может по требованию заинтересованного государства выдать иностранного гражданина или лицо без гражданства для того, чтобы именно заинтересованное государство само осуществило в этом случае уголовную юрисдикцию в отношении этих лиц и совершенных ими преступлений. Следовательно, сравнение содержания этих уголовно-правовых норм (ст. ст. 7 и 8 УК) приводит к выводу, что конкуренция между этими нормами является разновидностью конкуренций общей и специальной нормы. На мой взгляд, норма о выдаче (ч. 2 ст. 8 УК) является специальной нормой по отношению к норме закрепленной в ч. 4 ст. 7 УК. При конкуренции общей и специальной норм решается в пользу специальной. В пользу нашего предложения говорит и тот факт, что вопрос о выдаче положительно разрешается в нормах международного права (в Конвенциях о борьбе с международными преступлениями и в Конвенциях о выдаче ) и подтверждается со ссылкой в ст. 8 УК. В соответствии с п. 3 ст.4 Конституции РК международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Иное решение данного вопроса противоречило бы здравому смыслу.
      Институт выдачи конкурирует с институтом политического убежища. Эта конкуренция решается в пользу права политического убежища.
      Международные договоры о выдаче лиц совершивших преступление могут иметь многосторонний или двусторонний характер. Среди первых для РК первостепенное значение имеют Европейская конвенция о выдаче правонарушителей Совета Европы 1957 года (и два дополнительных протокола к ней 1975-1978 годов), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. и целый ряд многосторонних конвенций, заключаемых между государствами для борьбы с отдельными преступлениями, участником которых является РК (например, международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года).
      Европейская конвенция подробно регламентирует вопрос о категориях (видах) правонарушений, совершение которых может служить основанием для выдачи совершившего их лица. В соответствии с ней выдача осуществляется в отношении правонарушений, наказуемых согласно законам как запрашивающего, так и запрашиваемого государства лишением свободы на срок не менее одного года или более серьезным наказанием. Однако, если просьба о выдаче касается лица, разыскиваемого в целях исполнения приговора о тюремном заключении или другой меры лишения свободы, вынесенного в отношении такого правонарушителя, выдача разрешается только в том случае, если до окончания этого наказания остается не менее четырех месяцев.
      Конвенция предусматривает ограничения на выдачу правонарушителей, совершивших некоторые другие категории правонарушений (не связанные с видом и размером санкции согласно внутреннему законодательству). В первую очередь это касается политических правонарушений. Из сферы Конвенции исключаются и военные правонарушения. В Конвенции зафиксированы и другие ограничения о выдаче, связанные с особенностями места совершения преступлений, давностных сроков и возможного наказания в виде смертной казни в отношении выдаваемого лица.
      Конвенция достаточно регламентирует требования, предъявляемые к запросу о выдаче, порядку направления этого запроса и представления сопроводительных документов и возможной дополнительной информации, порядку осуществления транзита выдаваемого лица через территорию договаривающихся сторон, а также предусматривает ряд процессуальных гарантий прав выдаваемого лица при производстве в отношении совершенного им правонарушения предварительного расследования и судебного разбирательства (включая решение вопроса о задержании и аресте указанного лица).
      Выдача лиц совершивших преступления и осуществление уголовного преследования в отношении лиц стран Содружества независимых государств регулируется Кишиневской Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам принятой 7 октября 2002 г. Согласно статье 66 страны-участницы обязались по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
      Выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по внутреннему законодательству запрашивающей и запрашиваемой стороны являются уголовно наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более строгое.
      Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с внутренним законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон являются уголовно наказуемыми и за их совершение лицо, выдача которого запрашивается, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или более строгому наказанию.
      При решении вопроса о том, является ли деяние, за совершение которого запрашивается выдача, уголовно наказуемым, не имеют значения различия в описании отдельных признаков преступления и в используемой терминологии.
      Если запросы о выдаче поступят от нескольких Договаривающихся Сторон, то запрашиваемая Договаривающаяся Сторона самостоятельно решает, какой из этих запросов должен быть удовлетворен (ст. 79 Конвенции). В ст. 89 Кишиневской Конвенции оговорены в каких случаях не производится выдача.
      1. Выдача не производится если:
      а) лицо, выдача которого запрашивается, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны;
      б) на момент получения запроса о выдаче, уголовное преследование согласно законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию;
      в) в отношении лица, выдача которого запрашивается, на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны за то же преступление был вынесен приговор, вступивший в законную силу, или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении производства по делу;
      г) деяние, в связи с которым запрашивается выдача, в соответствии с законодательством запрашивающей или запрашиваемой Договаривающейся Стороны преследуется только в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего);
      д) выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности запрашиваемой Договаривающейся Стороны;
      е) имеются веские основания полагать, что вопрос о выдаче связан с преследованием лица по признаку расы, пола, вероисповедания, этнической принадлежности или политических убеждений;
      ж) деяние, в связи с которым запрашивается выдача, относится по законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны к воинским преступлениям, не являющимся преступлениями в соответствии с обычным уголовным правом;
      з) лицо, выдача которого запрашивается, было ранее выдано запрашиваемой Договаривающейся Стороны третьим лицам государствам и согласие этого государства на выдачу не получено;
      и) лицу, выдача которого запрашивается, предоставлено убежище на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны;
      к) имеются иные основания, предусмотренные в международном договоре, участниками которого являются запрашивающая и запрашиваемая Договаривающиеся Стороны.
      2. В выдаче может быть отказано, если деяние, в связи с которым запрашивается выдача, совершено на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
      3. В случае отказа в выдаче запрашивающая Договаривающаяся Сторона должна быть информирована об основаниях отказа в течение 10 дней с момента принятия решения об этом.
      В случае отказа в выдаче запрашиваемого лица компетентное учреждение юстиции запрашиваемой Договаривающейся Стороны решает в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны вопрос, об уголовном преследовании в отношении лица, в выдаче которого отказано.

 

Комментарий от 2007 года к Уголовному Кодексу Республики Казахстан от Заслуженного деятеля Казахстана, доктора юридических наук, профессора, академика Казахстанской национальной академии естественных наук            БОРЧАШВИЛИ И.Ш.                          


Дата изменения акта:  02.08.2007
Дата принятия акта:  02.08.2007
Место принятия:  НЕТ
Орган, принявший акт:  180000000000
Регион действия:  100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом:  167
Статус акта:  new
Сфера правоотношений:  028000000000
Форма акта:  КОММ
Юридическая сила:  1900
Язык акта:  rus

Уголовный кодекс, Комментарии к уголовному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан 

Статья 9. Выдача лиц, совершивших уголовное правонарушение  УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан

Статья 9. Выдача лиц, совершивших уголовное правонарушение УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан Граждане Республики Казахстан, совершившие уголовное правонаруше...

Читать полностью »

О судебной практике назначения видов учреждений уголовно - исполнительной системы лицам, осужденным к лишению свободы Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 23 июня 2006 года N 7.

О судебной практике назначения видов учреждений уголовно - исполнительной системы лицам, осужденным к лишению свободы Нормативное постановление Верховного Суда Республики Каз...

Читать полностью »