Защита прав потребителей из договора в сфере торговли, услуг
Закон РК «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны.
В соответствии с разъяснениями Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 25 июля 1996 г. N 7 «О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей» с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 30.12.2011 № 5, Закон Республики Казахстан "О защите прав потребителей" от 4 мая 2010 года определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей, а также меры по обеспечению потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами) и регулирует отношения между потребителями - физическими лицами, то есть гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства (статья 12 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК), приобретающими и использующими товары, заказывающими работы и услуги для личных бытовых нужд, либо имеющими такие намерения, и продавцами товаров, либо их производителями, а также исполнителями работ и услуг независимо от форм собственности и образования юридического лица, в том числе индивидуальными предпринимателями (статья 19 ГК), и применяется к правоотношениям, возникшим или продолжающимся после введения его в действие (статьи 4, 383 ГК).
Права потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, а также вопросы их защиты устанавливаются законами Республики Казахстан (пункт 2 статьи 2 Закона).
Отношения с участием потребителей, их права и обязанности, порядок реализации и защиты этих прав, а также права и обязанности продавцов, изготовителей, исполнителей работ и услуг, кроме Закона, регулируются Гражданским кодексом и не противоречащими ему иными законодательными и нормативными актами, а также договорами и иными сделками, предусмотренными законодательством или не противоречащими ему.
Нормативные правовые акты Правительства Республики Казахстан, министерств и ведомств, местных представительных и исполнительных органов не могут ограничивать права потребителей и снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными Конституцией, ГК и Законом.
В данном постановлении также указано, что судам следует истребовать и изучать нормативные правовые акты центральных исполнительных органов и в случае содержания в них правил, использующих преимущественное (монопольное) положение продавцов, изготовителей и исполнителей или противоречащих Закону о защите прав потребителей, иметь в виду, что такие акты являются недействительными с момента их принятия и не подлежат применению (пункт 5 статьи 3 ГК).
В случае противоречия решений маслихатов и акимов законодательным актам суд должен разрешать спор на основании законодательных актов.
Подсудность дел данной категории определяется в соответствии с общими правилами предусмотренных ст.31 ГПК РК, иски к физическому лицу предъявляются по месту его жительства и к юридическому лицу - по месту его нахождения. Вместе с тем в соответствии с требованиями п.9 ст.32 ГПК РК по выбору истца иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по месту жительства истца либо по месту заключения или исполнения договора, поэтому при принятии искового заявления, суды должны учитывать право истца на выбор места рассмотрения дела.
Учитывая, что требование о денежной компенсации морального вреда является требованием неимущественного характера и производно от имущественного требования, вопрос о подсудности спора должен быть разрешен судьей в зависимости от основного требования.
В то же время положения ГПК РК и Закон РК «О защите прав потребителей» не исключают возможности применения договорной подсудности по делам о защите прав потребителей.
В соответствии с принципом диспозитивности гражданского процесса потребитель вправе сам определить суд, которому подсудно дело до принятия судом искового заявления к своему производству.
Если при заключении договора, в том числе и кредитного договора, потребитель воспользовался своим правом выбора суда, которому надлежит рассмотреть спор, если таковой возникнет, то, руководствуясь принципом диспозитивности гражданского процесса, спор должен быть разрешен указанным судом.
Включение в договор условия о договорной подсудности спора не лишает потребителя права оспаривания такого условия договора в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с п.4 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 25 июля 1996 г. № 7 «О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей» и в соответствии с общими правилами (статья 31 ГПК) иски к физическому лицу предъявляются по месту его жительства и к юридическому лицу - по месту его нахождения. Вместе с тем по выбору истца (часть 9 статьи 32 ГПК) иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по месту жительства истца либо по месту заключения или исполнения договора, поэтому при принятии искового заявления, суды должны учитывать право истца на выбор места рассмотрения дела.
Предварительный внесудебный порядок разрешения требований
Статьей 42 Закона РК «О защите прав потребителей» также установлен предварительный внесудебный порядок разрешения требований общественных организаций потребителей. Если указанными организациями не соблюден такой порядок разрешения спора, и такая возможность не утрачена, судья в соответствии с подпунктом 1) части 1 статьи 154 ГПК возвращает заявление.
Законом для потребителя не предусмотрен внесудебный порядок разрешения требований.
Государственная пошлина
В силу требований подпункта 10 статьи 541 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" и статьи 42 Закона РК «О защите прав потребителей» иски, направляемые общественными объединениями потребителей, ассоциациями(союзами) в интересах потребителей для рассмотрения в суде, государственной пошлиной не облагаются.
Вместе с тем потребители при самостоятельном обращении в суд не освобождаются от уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением их прав.
В этих случаях возмещение государству и сторонам судебных расходов, их распределение между сторонами осуществляется по правилам, установленным статьями 110,115,116 ГПК РК.
По Закону РК «О защите прав потребителей», которые регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Подготовке дела к судебному разбирательству
Согласно статьи 166 ГПК РК, при подготовке дела к судебному разбирательству истец или его представитель передает ответчику копии доказательств, обосновывающих фактические основания иска, а ответчик или его представитель представляет истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно исковых требований, передает истцу или его представителю и судье доказательства, обосновывающие возражения относительно иска.
Обусловлено это тем, что в соответствии с требованиями ст.65 ГПК РК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По общему правилу, установленному Законом РК «О защите прав потребителей», бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (ст.19 и ст.34 Закона РК «О защите прав потребителей).
Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков:
- п.2 ст.17 Закона РК «О защите прав потребителей» - продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента;
- абзац 4 п.2 ст. 17 Закона РК «О защите прав потребителей» - в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента;
- п.1 ст. 17 Закона РК «О защите прав потребителей» - в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента;
- п.4 ст. 30 Закона РК «О защите прав потребителей» – исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.
- п.5 ст. 30 Закона РК «О защите прав потребителей» - в отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы (Закона).
- абз.4 ст.17 Закона РК «О защите прав потребителей» - в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет , потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные п.1 настоящей статьи, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента;
Практика рассмотрения дел о защите прав потребителей, показала, что большинство продавцов и исполнителей, зная об ответственности, предусмотренной Законом РК «О защите прав потребителей» удовлетворяют требования потребителя в добровольном порядке, а если дело поступило в суд, пытаются урегулировать спор до рассмотрения дела судом по существу, и заключить мировое соглашение с потребителем.
Специфика дел о защите прав потребителей, требует при рассмотрении дела с целью установления наличия недостатков товара и причин образования недостатков, проведения по делу судебной экспертизы, что влечет увеличение срока рассмотрения дела.
При рассмотрении дел о защите прав потребителей судьями учитывались положения Пленума Верховного Суда РК от 25.07.1996 года за №7 с изменениями от 30.12.2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».
Моральный вред возмещается причинителем вреда
В силу ст.21 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных законами и нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области защиты прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины в размере определяемыми судом.
Поскольку моральный вред определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.
Разрешая требования потребителя о взыскании денежной компенсации морального вреда, суды учитывали обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, выясняли, какие виды страданий перенес истец, и в чем они конкретно выражались.
Имущественный вред причиненный продукцией ненадлежащего качества подлежит возмещению
Разрешая вопросы имущественной ответственности за вред, причиненный продукцией ненадлежащего качества, следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 16 Закона вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина вследствие конструктивных, производственных, рецептурных и иных недостатков, подлежит возмещению в полном объеме по правилам главы 47 ГК РК.
Причиненный вред подлежит возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем) в соответствии с п.1 ст.31 Закона независимо от его вины и 8 от того, состоял ли потребитель с ним в договорных отношениях или не состоял.
Пример: 23 января 2014 года Северо-Казахстанское общественное обьединение «Ассоциация защиты прав потребителей и предпринимателей» обратился в суд в интересах Паршуковой В.А. с иском к ИП Курилко Д.П, о расторжении договора, возмещении материального вреда в сумме 55 000 тенге, морального вреда в сумме 80 000 тенге, взыскании неустойки в сумме на день принятия решения, мотивировав тем, что Паршукова В.А. 11.07.2013 года сделала заказ у ИП Курилко Д.П. на изготовление дверей в количестве 2-х штук, общей стоимостью 69 000 тенге. Истец внесла предоплату в сумме 35 000 тенге. В оговоренный срок три недели, двери не были изготовлены, ответчик запросил дополнительную предоплату в сумме 20 000 тенге, однако и после этого заказ не был выполнен. Паршукова В.А. неоднократно обращалась к ответчику по поводу изготовления дверей на что, ответчик оттягивал сроки исполнения заказа. Двери не были изготовлены до подачи иска в суд.
Неправомерными действиями ответчика Паршуковой В.А. причинен моральный вред, выразившейся в том, что она испытывала унижение, раздражение, гнев, дискомфорт, ответчик отказывался удовлетворять ее законное требование о возврате уплаченной суммы.
В соответствии со ст. 642 ГК РК если иное не предусмотрено законодательными актами или договором, в том числе условиями формуляров или иных стандартных норм к которым присоединяется заказчик, договор бытового подряда считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи подрядчиком заказчику квитанции или иного документа, подтверждающего заключение договора.
В силу п.2 ст. 277 ГК РК в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Согласно п.1 ст. 34 Закона РК «О защите прав потребителей» исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, установленный договором о выполнении работы (оказании услуг), если иное не установлено законами Республики Казахстан.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении иска.
Согласно п.п.12 п.1 ст.7 Закона РК «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на возмещение морального вреда.
В соответствии со ст. 951 ГК РК под моральным вредом понимается нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ и прав физических и юридических лиц, в том числе нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и.т.д.) испытываемое потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения, который подлежит возмещению причинителем при наличии его вины.
В данном случае в результате противоправных действий ответчика, о чем указывалась выше, нарушены неимущественные права истца что, безусловно она испытывала унижение, гнев, раздражение, дискомфорт.
При определении размера компенсации морального вреда, предусмотренного ст. 952 ГК РК, суд принимает во внимание субъективную оценку истца своих нравственных страданий, эмоциональных переживаний.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд посчитал достаточным удовлетворить иск в сумме 15 000 тенге.
Общество защиты прав потребителей при предьявлении иска был освобожден от уплаты госпошлины.
В соответствии с п.1 ст.116 ГПК РК издержки, связанные с производством по делу и государственная пошлина от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход государства полностью или пропорционально удовлетворенной части иска.
На основании изложенного, суд удовлетворил иск СевероКазахстанского общественного обьединения «Ассоциация защиты прав потребителей и предпринимателей» в интересах Паршуковой Виктории Алексеевны к индивидуальному предпринимателю Курилко Дмитрию Павловичу о расторжении договора, возмещении материального и морального вреда частично.
Расторг договор на оказание услуг заключенный между Паршуковой Викторией Алексеевной и индивидуальным предпринимателем Курилко Дмитрием Павловичем 11 июля 2013 года.
Взыскал с индивидуального предпринимателя Курилко Дмитроия Павловича в пользу Паршуковой Виктории Алексеевны 55 000 (пятьдесят пять тысяча) тенге, в возмещение морального вреда в сумме 15 000 (пятнадцать тысяча) тенге.
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей.
- При рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Республики Казахстан(далее - ГК РК), Законом Республики Казахстан "О защите прав потребителей, другими нормативными актами и законами.
- Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Республики Казахстан, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
б) под товаром следует понимать вещь (вещи), определенную либо родовыми (числом, весом, мерой), либо индивидуальными признаками, предназначенную для продажи или иного введения в гражданский оборот;
в) под работой следует понимать действие (комплекс действий), имеющее материально выраженный результат и совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя на возмездной договорной основе;
г) под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора;
д) под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).
- К отношениям сторон предварительного договора , по условиям которого гражданин фактически выражает намерение на возмездной основе заказать или приобрести в будущем товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство о защите прав потребителей.
- Законодательство о защите прав потребителей распространяется и на отношения по приобретению товаров (работ, услуг) по возмездному договору, если цена в таком договоре не указана.
- К отношениям по совершению нотариусом нотариальных действий, а также к отношениям по оказанию профессиональной юридической помощи адвокатами законодательство о защите прав потребителей не применяется.
- Законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищностроительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.
- Права и законные интересы граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и использующих в ходе ее реализации товары или услуги, подлежат защите в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей. Требования могут быть предъявлены к изготовителю (продавцу) этих товаров, исполнителю услуг.
- К отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.
- В соответствии с требованиями ст.35 Закона Потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) вправе по своему выбору потребовать:
1).безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге);
2) соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу (оказанную услугу);
3) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги);
4) возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право потребителя устранять их предусмотрено в договоре.
- Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе (оказанной услуге) не были устранены исполнителем либо если отступления в работе (услуге) от условий договора или иные недостатки работы (услуги) являются существенными и неустранимыми.
- Требования, установленные пунктами 10 и 11, могут быть предъявлены в случае обнаружения недостатков при принятии работы (услуги) или в ходе ее выполнения (оказания) либо использования в течение сроков, установленных Гражданским кодексом Республики Казахстан, а в случае невозможности обнаружения недостатков при принятии работы (услуги) в течение гарантийного срока, в случае обнаружения скрытых недостатков - одного года, в отношении работ, связанных со зданиями и сооружениями, а также независимо от вида работ - в отношении недостатков, которые были умышленно скрыты исполнителем, - три года со дня приемки работ.
Требование о безвозмездном устранении таких недостатков работы (услуги), которые могут представлять опасность для жизни или здоровья самого потребителя и других лиц, может быть предъявлено потребителем или его правопреемником в течение трех лет с момента принятия работы (услуги).
Такое требование может быть предъявлено независимо от того, когда обнаружены эти недостатки, в том числе и при обнаружении их по окончании гарантийного срока.
- Недостатки работы (услуги), обнаруженные в ходе ее выполнения (оказания), и недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устранены в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором.
Назначенный потребителем или согласованный сторонами срок устранения недостатков фиксируется в договоре.
- За нарушение сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги), а также за нарушение сроков устранения недостатков работы (услуги) исполнитель обязан уплатить неустойку в размере одного процента от стоимости работы (услуги) за каждый день просрочки, если иное не установлено договором, законами Республики Казахстан.
Пример: Истец РГУ «Талдыкорганское городское управление по защите прав потребителей» обратился с иском в суд к ответчику ГУЗ «Областной туберкулезный диспансер» о приостановлении деятельности стационара ГУЗ «Областной туберкулезный диспансер», расположенного по адресу: г.Талдыкорган, ул.Желтоксан, 1, до устранения выявленных нарушений, мотивировав его тем, что 14.01.2014г. главным специалистом отдела санитарно-гигиенического надзора Талдыкорганского городского управления по защите прав потребителей (правопреемник УГСЭН по г.Талдыкорган) Джексембаевой Ф.Ш. проведено внеплановое санитарноэпидемиологическое обследование по выполнению предписания №03/4-248 от 28.10.2013 года ГУЗ «Областной туберкулезный диспансер», расположенное по адресу: г.Талдыкорган, ул.Желтоксан, 1.
При проверке установлено, что остались невыполненными пункты вышеуказанного предписания в части приточно-вытяжной вентиляции, а именно, приточно-вытяжная вентиляция стационара не задействована, не установлена отдельная вытяжная система вентиляции с гравитационным побуждением.
Все перечисленные нарушения не соответствуют требованиям санитарных правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения», утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от «17» января 2012 года №87, п.п.90 пункта 2.
В ходе судебного заседания установлено, что устранение нарушений предполагалось еще с 2009 года, однако, до настоящего времени проблема надлежащего фунционирования на объекте не была разрешена по различным причинам, в связи с чем, суд считает, что это не может служить основанием для дальнейшего нарушения установленных законодательством РК санитарных норм и правил и ставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Кроме того, в суде установлено, что приточно-вытяжная вентиляционная система не функционирует, о чем ответчик не отрицает и указывает в своем возражении, предоставленном суду, что недопустимо в соответствии с санитарными требованиями.
В п.п.90, 91 раздела 2 Санитарных правил «Санитарноэпидемиологические требования к объектам здравоохранения», утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от «17» января 2012 года №87 предусмотрено, что здания оборудуются системами приточно-вытяжной вентиляции с искусственным побуждением. В инфекционных и противотуберкулезных стационарах (отделениях) в каждом боксе и полубоксе в палатной секции устанавливается отдельная вытяжная система вентиляции с гравитационным побуждением, оборудуется устройствами обеззараживания воздуха и дефлектором. При отсутствии в инфекционных отделениях приточно-вытяжной вентиляции с искусственным побуждением, оборудуется естественная вентиляция с оснащением каждого бокса и полубокса устройством обеззараживания воздуха рециркуляционного типа. Во всех помещениях, кроме операционных, помимо приточновытяжной вентиляции с механическим побуждением, должна быть естественная вентиляция.
На основании ст.145 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» санитарные правила, гигиенические нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к содержанию и эксплуатации производственных, общественных, жилых и других помещений, зданий, сооружений, к проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и вводу в эксплуатацию и содержанию объектов, а также к воздуху, микроклимату производственных, жилых и других помещений.
Согласно ч.2 ст.53 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КР КоАП) исковое заявление о приостановлении деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица направляется в суд в порядке и на основаниях, установленных законодательными актами Республики Казахстан. Заявление рассматривается судом в десятидневный срок.
Исходя из требований п.3 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года №18 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об административных правонарушениях» в случаях, когда санкция соответствующей статьи особенной части КР КоАП не предусматривает такую меру взыскания как приостановление или запрещение деятельности, вопрос о приостановлении либо запрещении деятельности юридического лица подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства. При этом соответствующий орган (должностное лицо) к исковому заявлению обязан приложить протокол об административном правонарушении, составленный в отношении лица, вопрос о приостановлении или запрещении деятельности которого подлежит рассмотрению судом, либо постановление о привлечении к административной ответственности.
По результатам санитарно-эпидемиологического обследования ГУЗ «Областной туберкулезный диспансер» по проверке исполнения ранее выданного предписания, 14 января 2014 года в отношении первого руководителя проверяемого учреждения Сарсембаева С.С. был составлен протокол об административном правонарушений №09, в связи с привлечением к административной ответственности по ч.3 ст.356 КР КоАП, как за не невыполнение законных требований предписания. Несмотря на то, что в данном протоколе указано, что лицо, в отношении которого возбуждено административное дело отказалось от подписи и от дачи разъяснений и об этом имеется соответствующая запись лица, составившего протокол, в судебном заседании ответчик Сарсембаев С.С., признал нарушение, выразившееся в отсутствии надлежащего функционирования вентиляционной системы.
В соответствии с п.4 ст.24 Закона РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» от 06 января 2011 года по выявленным в результате проверки нарушениям проверяемый субъект обязан не позднее трех рабочих дней при отсутствии возражений предоставить информацию о мерах, которые будут приняты по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков, которые согласовываются с руководителем государственного органа, проводившего проверку.
Указанные требования закона ответчиком не были выполнены.
На основании ч.1 ст.636 КР КоАП по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами, протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов санитарноэпидемиологического надзора. Часть 3 статьи 356 КР КоАП не предусматривает такую меру взыскания как приостановление или запрещение деятельности. В связи, с чем истец обоснованно обратился с иском в суд.
Решением специализированного межрайонного экономического суда Алматинской области иск Иск РГУ «Талдыкорганское городское управление по защите прав потребителей» удовлетворено.
-приостановлена деятельность стационара ГУЗ «Областной туберкулезный диспансер», расположенного по адресу: г.Талдыкорган, ул.Желтоксан, 1, до устранения выявленных нарушений.
Постановлением апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам Алматинского областного суда от 29 апреля 2014 года решение суда оставлено без изменений.
Постановлением кассационной инстанции Алматинского оластного суда решение специализированного межрайонного экономического суда 15 Алматинской области от 03 марта 2014 года и постановление апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам Алматинского областного суда от 29 апреля 2014 года оставлено без изменения.
Существенный недостаток товара (работы, услуги), недостаток технически сложного товара
Исходя из преамбулы Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, следует понимать:
а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;
в) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;
г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.
В отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара в соответствии с требованиями Закона о защите прав потребителей следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока.
Пример: 08 ноября 2013 года Северо-Казахстанское общественное объединение «Ассоциация защиты прав потребителей и предпринимателей» в интересах Ильясовой Д.М. обратилось в суд с иском к ответчику о расторжении договора купли-продажи, возмещении ущерба, взыскании неустойки, морального вреда, указав, что в мае 2013 года Ильясова Д.М. приобрела у ответчика в бутике «Планета» сотовый телефон Nokia 6700 classic, стоимостью 28 000 тенге. Использовав товар в течение недели был обнаружен дефект: телефон выключался, не смотря на полную зарядку батареи.
Ответчиком был произведён ремонт, при возврате телефона сотрудниками были изъяты чек и гарантийный талон. После ремонта дефект не был устранён, и истец обратилась к ответчику с просьбой заменить некачественный товар на качественный, безвозмездно устранить недостатки либо вернуть деньги, на что был получен отказ. 18.10.2013 года истец обратилась с письменным заявлением в СКОО «АЗППиП», после чего ответчику была направлена письменная претензия №1540 от 22.10.2013 года.
Претензия ответчиком получена, что подтверждается подписью, однако в досудебном порядке вопрос не был решён. Кроме этого, истец указывает на то, что ей причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях. Просил расторгнуть договор купли-продажи между ответчиком и потребителем, взыскать с ответчика в пользу Ильясовой Д.М. материальный ущерб в сумме 28 000 тенге, уплаченные за товар, неустойку из расчёта 1% от суммы стоимости товара за каждый день просрочки с момента получения претензии ответчиком с 24.10.2013 года до вынесения решения суда, моральный вред в размере 50 000 тенге.
Согласно п.п.6 ст.7 Закона РК «О защите прав потребителей» потребители имеют право на надлежащее качество товаров (работ, услуг).
В соответствие с п. 2 ст. 17 Закона РК «О защите прав потребителей», если на товар установлен гарантийный срок, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков товара в течение гарантийного срока. Гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором.
Пунктом 1 ст.15 Закона РК «О защите прав потребителей» регламентированы права потребителя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, а именно потребитель по своему выбору вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы. Право на возмещение причиненных убытков остается за потребителем независимо от выбранного им требования, указанного в подпунктах 1) - 6) части первой настоящего пункта.
В судебном заседании установлено, что Ильясовой Д.М. был продан товар ненадлежащего качества, согласно технического заключения №0395 от 20.12.2013 года, выданного сервис–центром, на основании тестирования, комиссия пришла к выводу, что следов попадания влаги нет, следов ударов нет, телефон неработоспособен из-за систематического выключения. Холодная пайка, производственный дефект, что является типовой неисправностью данной модели.
Истец обратилась с претензией в гарантийные сроки, однако, ответчиком обязательства по возврату уплаченной за товар суммы не выполнены, тогда как в соответствии с п.1 ст.15 Закона РК «О защите прав потребителей» истец вправе требовать расторжения договора купли-продажи сотового телефона Nokia 6700 classic, стоимостью 28 000 тенге, заключенного с ответчиком 14 мая 2013 года.
В соответствие со ст.272 ГК РК, обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст.428 п.1 п.п.5 ГК РК, право требовать расторжения договора остается за покупателем.
Согласно п.6 ст.30 Закона РК «Защите прав потребителей», за просрочку выполнения требований потребителя продавец (изготовитель), допустивший такие нарушения, выплачивает потребителю неустойку в размере одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки, если иное не установлено законами Республики Казахстан.
В соответствии с п.12 ст.7 Закона РК «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на возмещение морального вреда.
Согласно ст.ст. 951, 952 ГК РК моральный вред - это нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ и прав физических и юридических лиц, в том числе нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п.), испытываемые (претерпеваемые, переживаемые) потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения.
Согласно ст.21 Закона РК «О защите прав потребителей» Ильясовой Д.М. подлежит возмещению моральный вред, поскольку были нарушены её права, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей», а именно право на надлежащее качество товара. Однако размер компенсации, заявленный истцом, не соответствует принципам справедливости и достаточности, установленным Нормативным Постановлением Верховного суда РК от 21.06.2001 года №3 «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда», со стороны ответчика отсутствует умысел на причинение вреда, поэтому суд считает необходимым снизить размер заявленного морального вреда, и взыскать с ответчика 10 000 тенге в пользу Ильясовой Д.М.
Решением суда №2 г.Петропавловска иск Северо-Казахстанского общественного объединения «Ассоциация защиты прав потребителей и предпринимателей» в интересах Ильясовой Дианы Маулитовны к индивидуальному предпринимателю Гаврюк Ольге Игоревне о расторжении договора, возмещении материального ущерба, неустойки и морального вреда, удовлетворен частично.
-расторгнуть договор купли продажи сотового телефона Nokia 6700 classic, стоимостью 28 000 тенге, заключенный 14 мая 2013 года между Ильясовой Дианой Маулитовной и индивидуальным предпринимателем Гаврюк Ольгой Игоревной.
Взысканы с индивидуального предпринимателя Гаврюк Ольги Игоревны в пользу Ильясовой Дианы Маулитовны сумму в размере 28 000 (двадцать восемь тысяч) тенге, оплаченных за товар, неустойку в размере 20 160 (двадцать тысяч сто шестьдесят) тенге, 10 000 (десять тысяч) тенге компенсации за моральный вред, за составление технического заключения 5000 (пять тысяч) тенге, всего 63 160 (шестьдесят три тысячи сто шестьдесят) тенге.
Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей
Дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в силу статьи 22 Закона о защите прав потребителей, статьи 32 Гражданского процессуального кодекса Республики казахстан подведомственны судам общей юрисдикции.
Субъектами обращения в суд по делам по спорам о защите прав потребителей являются: граждане РК, иностранные граждане и лица без гражданства; прокурор; орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный надзор в области защиты прав потребителей, и его территориальные органы, а также иные органы в случаях, установленных законом (далее - уполномоченные органы); органы местного самоуправления; общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица.
Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, вправе обратиться в суд общей юрисдикции за защитой по сделкам, заключенным им с продавцом (исполнителем) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.
В случае прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации либо аннулированием государственной регистрации, потребитель вправе обратиться в суд к указанному лицу с требованиями, связанными с осуществлявшейся им ранее деятельностью по продаже товара (выполнению работы, оказанию услуги).
Дела по заявлениям о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей, поданным должностными лицами уполномоченного органа, подведомственны суду общей юрисдикции.
В соответствии со статьей 6 Закона о защите прав потребителей Государственные органы в пределах своей компетенции:
1) рассматривают обращения физических или юридических лиц в сфере защиты прав потребителей;
2) применяют меры ответственности к нарушителям законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей;
3) осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей;
4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Уполномоченные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица, в целях осуществления своей уставной деятельности вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя (группы потребителей) только при наличии их соответствующей просьбы (просьб), выраженной в жалобе (жалобах), поданной (поданных) в письменной форме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей исковые заявления по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или по месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем.
Дела по спорам о защите неимущественных прав потребителей (например, при отказе в предоставлении необходимой и достоверной информации об изготовителе), равно как и требование имущественного характера, не подлежащее оценке, а также требование о компенсации морального вреда подсудны районному суду.
Заявления уполномоченного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза), имеющих статус юридического лица, о защите прав неопределенного круга потребителей рассматриваются судом с соблюдением общих правил подсудности, предусмотренных статьей 31 ГПК РК, - по месту нахождения ответчика.
Уполномоченные органы, осуществляющие возложенные на них обязанности по защите прав и охраняемых законом интересов потребителей, и органы местного самоуправления до принятия судом решения по делу могут вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, а также привлекаются к участию в деле судом в качестве уполномоченных органов, вступающих в процесс в целях дачи заключения по делу. В данном случае привлечение указанных органов в процесс в качестве третьих лиц не допускается.
При разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков.
Способы защиты и восстановления нарушенных прав потребителей
При рассмотрении дел, возникших в связи с осуществлением и защитой потребителем его прав, закрепленных в Законе о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что законодательством Республики Казахстан, а также договором может предусматриваться ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение обязательств, за которые Законом о защите прав потребителей ответственность не предусмотрена или установлен более высокий размер ответственности.
Такие условия ответственности изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), предусмотренные законом либо договором с потребителем, должны учитываться судом при разрешении спора, возникшего впоследствии между этими лицами.
Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда законом установлен ограниченный размер ответственности. При этом следует иметь в виду, что убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, а также что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают лицо, нарушившее право потребителя, от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем.
Под убытками следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право потребителя, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.
Учитывая это, при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества, суд вправе удовлетворить требование потребителя о взыскании разницы между ценой такого товара, установленной договором куплипродажи, и ценой аналогичного товара на время удовлетворения требований о взыскании уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы.
В случае предъявления гражданином требования о признании сделки недействительной применяются положения Гражданского кодекса Республики Казахстан.
Суду необходимо иметь в виду, что право выбора вида требований, которые могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю.
При этом потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, при условии, что такие требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю.
Требования граждан к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре (например, к операционной системе, которая служит для обеспечения его функционирования), должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом с учетом его потребительских свойств.
При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.
Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Разрешая дела по искам о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что по общему правилу изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) является субъектом ответственности вне зависимости от участия в отношениях по сделкам с потребителями третьих лиц (агентов).
Правовая основа регулирования прав потребителей:
-Конституция Республики Казахстан;
- Гражданский кодекс Республики Казахстан (далее – ГК РК);
-Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" Гражданско-процессуальный кодекс Республики Казахстан;
-Закон Республики Казахстан от 4.05.2010 года «О защите прав потребителей» с изменениями, внесенными Законом РК от 29.12.2014 № 269- V (вводится в действие с 01.01.2015).
-Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 25 июля 1996 г. N 7 «О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей» с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 30.12.2011 № 5.
Внимание!
Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.
Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.
Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела
Скачать документ
-
Определение суда
543 скачиваний -
Решение суда (1)
542 скачиваний -
Решение суда (1)
537 скачиваний -
Решение суда (2)
557 скачиваний -
Решение суда (2)
570 скачиваний -
Решение суда (3)
539 скачиваний -
Решение суда (3)
542 скачиваний -
Решение суда (4)
549 скачиваний -
Решение суда (4)
551 скачиваний -
Решение суда (5)
559 скачиваний -
Решение суда (5)
542 скачиваний