Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / О применении законодательства о необходимой обороне

О применении законодательства о необходимой обороне

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

О применении законодательства о необходимой обороне

Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 11 мая 2007 года N 2.

      Сноска. По всему тексту:

цифры "96", "99", "109" заменены соответственно цифрами "99", "102", "112";

слова "преступления", "преступлений", "преступление", "преступлениях" заменены соответственно словами "уголовного правонарушения", "уголовных правонарушений", "уголовное правонарушение", "уголовных правонарушениях" в соответствии с нормативным постановлением Верховного Суда РК от 31.03.2017 № 3 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

       В связи с изменением уголовного законодательства Республики Казахстан, в целях обеспечения единообразия в применении уголовного законодательства о необходимой обороне, пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан

       п о с т а н о в л я е т:

  1. Необходимая оборона является неотъемлемым конституционным правом каждого на защиту от общественно опасных посягательств на жизнь, здоровье, имущество, жилище, собственность и другие охраняемые законом права и интересы человека. В этой связи, при производстве по делам о причинении смерти либо вреда здоровью необходимо учитывать положения статьи 32 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК) о необходимой обороне и ее пределах и тщательно выяснять цель, мотив, форму вины, способ совершения уголовного правонарушения и другие обстоятельства, имеющие значение для правильной квалификации деяния.
  2. Право на необходимую оборону имеют в равной степени все лица, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, пола, возраста и других обстоятельств. Лицо обладает правом на необходимую оборону, независимо от того, на какой охраняемый законом объект совершено общественно опасное посягательство, принадлежит ли этот объект лично обороняющемуся или другим лицам, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или государственным органам.
  3. Для признания лица, находившимся в состоянии необходимой обороны, необходимо установить, что имело место совершение общественно опасного посягательства и что это посягательство послужило основанием совершения лицом действий, сопряженных с причинением смерти либо вреда здоровью нападавшему, для предотвращения или отражения этого посягательства. 

       Общественно опасным признается такое посягательство, которое направлено на причинение вреда социально значимым ценностям, обороняющегося лица или других лиц, интересы общества и государства, охраняемые законом. Соответственно и объектами защиты при необходимой обороне могут быть права человека, т.е. его жизнь, здоровье, половая неприкосновенность, честь и достоинство, собственность, жилище, земельный участок и другие права, принадлежащие как самому обороняющемуся, так и другим лицам, а также интересы общества и государства.

  1. Посягательство, от которого человек вправе защищаться, может быть умышленным и неосторожным, оно может содержать состав уголовного правонарушения или не быть преступным, однако эти обстоятельства не влияют на право обороняющегося защищаться, поскольку обороняющийся в равной мере вправе защищаться от умышленного или неосторожного посягательства, исходящего от лица, подлежащего уголовной ответственности, и непосредственно от невменяемого или от лица, не достигшего возраста с которого наступает уголовная ответственность.

       Причинение вреда может быть признано совершенным в состоянии необходимой обороны, если он причинен именно тому лицу, которое совершило общественно опасное посягательство (в том числе и в случаях использования им техники, животных, невменяемых, малолетних).

  1. Необходимая оборона допустима не только тогда, когда умышленными или неосторожными действиями нападавшего уже причинен вред, но и тогда когда причинение вреда еще не начато, но создана реальная угроза его причинения (например, совершены приготовительные действия для осуществления посягательства и др.) или когда посягающий еще не закончил совершение противоправных действий (продолжает избивать, не успел вынести украденное из квартиры), а также и тогда, когда защита последовала непосредственно за актом посягательства, которое фактически было закончено, но по обстоятельствам дела для обороняющегося не был ясен момент его окончания. При оценке указанных ситуаций следует исходить из того, насколько явными были для обвиняемого моменты начала и окончания посягательства, мог ли он в конкретно сложившейся обстановке правильно оценить ситуацию.
  2. Не может признаваться находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, причинившее вред другому лицу в связи с совершением последним действий, формально содержащих признаки уголовного правонарушения, но в силу малозначительности не представлявших общественной опасности, а также лицо, которое своим поведением специально вызвало (спровоцировало) нападение, чтобы затем использовать эту ситуацию как повод для совершения противоправных действий (например, развязывание драки, учинение расправы, совершение акта мести и т.п.).

       Если лицо, совершившее провокацию, реально не причинило вреда, то оснований расценивать ответные действия спровоцированного человека как совершенные в состоянии необходимой обороны не имеется. Такие действия влекут ответственность на общих основаниях.

       Также не могут рассматриваться как необходимая оборона действия лица, направленные на противодействие тому, кто сам находился в состоянии необходимой обороны или действует правомерно в иных случаях (например, при задержании преступника).

  1. Следует отличать необходимую оборону от мнимой обороны. При мнимой обороне общественно опасное посягательство фактически в реальности отсутствует, но обстановка происшествия дает основание обороняющемуся считать, что оно совершается и он в связи с этим ошибочно полагает, что действует против такого посягательства.

       За вред, причиненный при мнимой обороне, уголовная ответственность наступает лишь при наличии следующих обстоятельств: 1) когда причинитель вреда в связи со сложившейся обстановкой обоснованно полагал, что он действует в состоянии необходимой обороны, но при этом превысил ее пределы; 2) когда при должной внимательности причинитель вреда мог правильно оценить обстановку и сделать вывод об отсутствии общественно опасного посягательства (например, увидел выходящего из квартиры соседей незнакомого человека с сумкой и подумав, что совершена кража, причинил вред, а потерпевший оказался родственником соседей).

       В таких случаях лицо несет ответственность по правилам о фактической ошибке, т.е. за причинение вреда правоохраняемым объектам соответствующих лиц по неосторожности.

  1. Причинение вреда лицу, которое в реальности не совершило, но по мнению обороняющегося, могло когда-либо совершить общественно опасное посягательство, не образует необходимой обороны, поскольку деяние направлено на причинение вреда неопределенному кругу лиц, а не на отражение конкретного общественно опасного посягательства, исходящего от определенного лица (например, причинение вреда случайно оказавшемуся рядом человеку в результате взрыва устройства, установленного хозяином сада для предотвращения хищения фруктов).
  2. В соответствии с частью первой  статьи 32  УК причинение в состоянии необходимой обороны вреда лицу, совершившему общественно опасное посягательство, не образует состава уголовного правонарушения и не влечет уголовную ответственность, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

       Под превышением пределов необходимой обороны следует понимать умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства. Обязательным следствием таких действий по отражению или пресечению посягательства является причинение нападавшему явно чрезмерного, не вызываемого обстановкой вреда.

       Для правильного установления пределов необходимой обороны и установления соответствия/несоответствия посягательства и защиты от него необходимо по каждому делу устанавливать и оценивать: характер посягательства, его общественную опасность, интенсивность посягательства, соответствие/несоответствие степени защиты нападению, сущность причиненного вреда посягавшему, очевидность (явность) чрезмерности причиненного вреда, обстановка, вызывающая/не вызывающая причинение такого вреда и др.

  1. При оценке характера посягательства следует учитывать направленность действий нападающего, содержание причиняемого им вреда, который может быть физическим, имущественным или моральным.

       Степень общественно опасного посягательства определяется его характером, а также активностью нападавших, их численностью, возрастными особенностями, наличием оружия и другими конкретными обстоятельствами.

  1. Соответствие защиты характеру и степени общественной опасности посягательства предполагает, что обороняющийся должен учитывать реальное соотношение своих сил и сил нападающего и с учетом всех обстоятельств не должен допускать причинение вреда большего, чем это необходимо для пресечения посягательства. При этом несоответствие вреда, который умышленно причинен оборонявшимся, размеру и характеру вреда, причиненного нападавшим, или вреда, который мог быть им причинен, влечет уголовную ответственность лишь при явном, очевидном отсутствии надобности в причинении такого вреда для реализации права на защиту.
  2. При оценке соответствия нападения и защиты следует учитывать части вторую и третью статьи 32 УК, предусматривающую случаи необходимой обороны, при которых причинение вреда посягавшему лицу не влечет уголовной ответственности. Направленность посягательства против жизни человека, а также вооруженность лица при посягательстве на иные охраняемые законом объекты законодателем предусмотрены в качестве обстоятельств, при которых причиненный вред посягавшему всегда признается соответствующим характеру и степени общественной опасности посягательства, независимо от характера причиненного вреда нападавшему. Такие деяния рассматриваются как совершенные в пределах необходимой обороны, и не влекут уголовной ответственности.

       Под оружием, наличие которого у нападавшего является обстоятельством, исключающим превышение пределов необходимой обороны, следует признавать предметы, отнесенные Законом Республики Казахстан от 30 декабря 1998 года "О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия" к огнестрельному или холодному оружию, боеприпасам, с помощью которых может быть причинена смерть человеку.

      При вооруженности нападавшего иными предметами, например, хозяйственно-бытового и иного назначения (молоток, топор, кухонный нож, распылители со слезоточивым или иным раздражающим веществом, камни, палки, кирпичи и т.п.), ответственность за причиненный вред исключается только при условии, что пределы необходимой обороны не были превышены.

      Сноска. Пункт 12 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 31.03.2017 № 3 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

  1. Уголовное законодательство Республики Казахстан устанавливает ответственность за причинение при необходимой обороне не всякого вреда, а только того, который причинен умышленными действиями. В этой связи, уголовного правонарушения, совершенные при превышении пределов необходимой обороны, с субъективной стороны характеризуются только умышленной формой вины. Если вред посягавшему был причинен в результате неосторожности, то преступность и наказуемость такого деяния исключается.
  2. Ответственность за причинение вреда при необходимой обороне наступает только тогда, когда в деянии обороняющегося содержатся признаки уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 102 УК (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны), 112 УК (причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны). Из этого следует, что причинение при превышении пределов необходимой обороны здоровью нападавшего вреда небольшой или средней тяжести уголовной ответственности не влечет.
  3. Для решения вопроса об уголовной ответственности за деяние, совершенное при необходимой обороне, но с превышением ее пределов, важное значение имеет закрепленное в  статье 66 УК положение об освобождении таких лиц от уголовной ответственности. Данная норма уголовного закона предусматривает возможность освобождения лица от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям, если превышение пределов необходимой обороны было вызвано страхом, испугом или замешательством, возникшим у обороняющегося в связи с общественно опасным посягательством.

       При применении данной нормы следует учитывать, что законодатель предусматривает в качестве основания освобождения лица от уголовной ответственности его эмоционально-психическое состояние, которое характеризуется страхом или испугом, а также неадекватность его действий в результате замешательства, вызванных общественно опасным посягательством, и эти обстоятельства связывает с обстоятельствами дела. Из этого следует, что статья 66 УК лишь допускает возможность освобождения лица, превысившего пределы необходимой обороны в результате страха, испуга или замешательства, от уголовной ответственности, но не предусматривает эти обстоятельства как абсолютное условие, влекущее обязательное, непременное освобождение лица от уголовной ответственности, т.е. является факультативной.

  1. Под страхом лица, подвергшегося нападению и причинившего вред посягавшему при необходимой обороне, следует понимать очень сильный испуг, сильную боязнь лица в связи с совершенным на него посягательством. Эмоциональное состояние лица, как испуг, в аналогичных случаях характеризуется внезапным появлением у него чувства страха. Под замешательством оборонявшегося лица следует понимать его внезапное смятение, растерянность, беспорядочность его действий, обусловленные страхом, испугом, вызванными общественно опасным посягательством.
  2. Для выяснения вопроса о том, находился ли обороняющийся в состоянии страха, испуга или замешательства, повлияло ли такое его состояние на способность оценить свои оборонительные действия и действовать в пределах необходимой обороны, необходимо проведение судебной психолого-психиатрической экспертизы, заключение которой надлежит оценивать в совокупности с другими доказательствами и конкретной обстановкой, сложившейся в результате совершения общественно опасного посягательства и действий по защите от него.

       В этой связи, в каждом конкретном случае необходимо тщательно выяснять и устанавливать обстоятельства совершения уголовного правонарушения (время и место совершения посягательства, количество посягавших и оборонявшихся, наличие у нападавших предметов, используемых при нападении, возраст, физическое развитие и психическое состояние сторон и т.п.), имея в виду, что в зависимости от сложившейся обстановки в одних случаях лицо, превысившее пределы необходимой обороны в результате страха, испуга, замешательства, может быть освобождено от уголовной ответственности, а в других - нет.

  1. При оценке обстановки, в которой причинен вред нападавшему, следует учитывать, что обороняющееся лицо в состоянии волнения, вызванного посягательством, не всегда может точно оценить характер опасности и избрать соразмерные средства защиты. Поэтому, сам по себе переход предметов, используемых при общественно опасном посягательстве в качестве оружия, от нападавшего к обороняющемуся не во всех случаях может свидетельствовать о превышении пределов необходимой обороны. В таких случаях следует учитывать характер последующих действий нападавшего и обороняющегося и другие обстоятельства.

      Сноска. Пункт 18 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 31.03.2017 № 3 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

  1. Необходимо отграничивать убийство, причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны от таких же действий, совершенных в состоянии аффекта. При этом следует иметь в виду, что в состоянии необходимой обороны, в том числе и при превышении ее пределов, виновный руководствуется стремлением обеспечить защиту от общественно опасного посягательства, а в состоянии аффекта он действует с умыслом на причинение вреда лицу, совершившему деяние, вызвавшее аффект. Для определения психического состояния лица в момент совершения указанных деяний, обязательно проведение судебной психолого-психиатрической экспертизы, заключение которой необходимо оценивать в совокупности с другими доказательствами.

       Если виновный превысил пределы необходимой обороны и при этом находился в состоянии сильного душевного волнения, вызванного противоправными действиями потерпевшего, то деяние следует признавать совершенным при превышении пределов необходимой обороны и в зависимости от наступивших последствий следует квалифицировать по статье 102 УК или статье 112 УК.

  1. Совершение умышленного убийства или причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны даже при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами части второй статьи 99 УК, надлежит квалифицировать по статье 102 УК или, соответственно, по статье 112 УК.
  2. Установив, что уголовное правонарушение подсудимым совершено в состоянии обороны, суд в приговоре не должен ограничиваться общими формулировками, а с учетом конкретных обстоятельств дела указывать, кем и какое общественно опасное посягательство было совершено, против кого оно было направлено, его характер и способ совершения, чем был вооружен нападавший, какими средствами и способами защищался подсудимый, и др., какими доказательствами это подтверждается, а также указывать, в чем выразилось несоответствие средств защиты характеру и опасности посягательства, указывающее на превышение пределов необходимой обороны.
  3. При рассмотрении дел о уголовных правонарушениях, совершенных при превышении пределов необходимой обороны, суды в каждом конкретном случае должны обсуждать вопрос о возможности освобождения подсудимых от уголовной ответственности при наличии обстоятельств, предусмотренных УК. При вынесении обвинительного приговора с назначением наказания судам необходимо обсуждать вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы, его неприменение мотивировать в приговоре.
  4. При рассмотрении гражданских исков, предъявленных по уголовным делам о уголовных правонарушениях, совершенных при превышении пределов необходимой обороны, следует руководствоваться нормами  главы 20  Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан,  главы 47   Особенной части Гражданского кодекса Республики Казахстан, разъяснениями, данными в  нормативном постановлении  Верховного Суда Республики Казахстан N 1 от 20 июня 2005 года "О рассмотрении гражданского иска в уголовном процессе".
  5. Согласно  статье 4   Конституции Республики Казахстан настоящее нормативное постановление включается в состав действующего права, а также является общеобязательным и вводится в действие со дня официального опубликования.

 Председатель Верховного Суда 

 

 

 Республики Казахстан 

 

 

 Судья Верховного Суда 

 

 

 Республики Казахстан, 

 

 

 секретарь пленарного заседания 

 

 

Уголовный кодекс, Комментарии к уголовному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан 

© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан

Комментарий к статье 32. Необходимая оборона УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

Комментарий к статье 32. Необходимая оборонаУК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан 1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходи...

Читать полностью »

Статья 32. Необходимая оборона  УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан

Статья 32. Необходимая оборона УК РК, Уголовного кодекса Республики КазахстанНеобходимой обороной признается правомерная защита личности и прав обороняющегося и других лиц, а...

Читать полностью »

Статья 102. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны  УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан

Статья 102. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан Убийство, совершенное при превышении пределов необ...

Читать полностью »

За военнослужащим уволенным с занимаемой должности приказом Министра обороны сохраняются все права установленные для военнослужащих

За военнослужащим уволенным с занимаемой должности приказом Министра обороны сохраняются все права установленные для военнослужащих Вооруженных Сил РК за счет сметы и фондов М...

Читать полностью »

Статья 14-1. Особенности снабжения Вооруженных Сил нефтепродуктами Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 14-1. Особенности снабжения Вооруженных Сил нефтепродуктамиЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      Вооруженные Силы закупают нефтепродукты у еди...

Читать полностью »

Статья 702. Структурные подразделения органов внутренних дел, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и Министерства обороны Республики Казахстан, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический контроль и надзор   Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Статья 702. Структурные подразделения органов внутренних дел, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и Министерства обороны Республики Казахстан, осуществляющ...

Читать полностью »

Статья 15. Права и обязанности граждан Республики Казахстан и других физических лиц Закона Республики Казахстан О территориальной обороне

Статья 15. Права и обязанности граждан Республики Казахстан и других физических лиц Закона Республики Казахстан О территориальной обороне 1. Граждане Республики Казахстан в пе...

Читать полностью »

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Закона Республики Казахстан О территориальной обороне

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Закона Республики Казахстан О территориальной обороне В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1...

Читать полностью »

О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Исламской Республики Афганистан о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Исламской Республики Афганистан о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупрежде...

Читать полностью »

Статья 17. Правовое регулирование в области военно-технического сотрудничества Закона Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе

Статья 17. Правовое регулирование в области военно-технического сотрудничестваЗакона Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе      Военно-техническое сот...

Читать полностью »

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе  Закона Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об оборонной промышленности и государственном оборонном заказеЗакона Об оборонной промышленности и государственном оборонном за...

Читать полностью »

О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования 929 Государственного летно-испытательного центра (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) Министерства обороны Российской Федерации

О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования 929 Государственного летно-испытательного центра (объекты и боевые поля, р...

Читать полностью »

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Глава 1. Общие положения Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Глава 1. Общие положенияЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      В настоящем Законе использу...

Читать полностью »

Статья 15. Обеспечение средствами индивидуальной защиты, самообороны, связи, техническими средствами и оружием Закон О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе

Статья 15. Обеспечение средствами индивидуальной защиты, самообороны, связи, техническими средствами и оружием Закон О государственной защите лиц, участвующих в уголовном проц...

Читать полностью »

Статья 16. Передача земель, зданий, сооружений, объектов и другого имущества для нужд обороны Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 16. Передача земель, зданий, сооружений, объектов и другого имущества для нужд обороныЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      1. Предоставленные...

Читать полностью »

О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования 929 Государственного летно-испытательного центра (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) Министерства обороны Российской Федерации, от 20 января 1995 года

О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования 929 Государственного летно-и...

Читать полностью »

О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и лик...

Читать полностью »

Статья 13. Министерство обороны Республики Казахстан Закона О Национальной гвардии Республики Казахстан

Статья 13. Министерство обороны Республики КазахстанЗакона О Национальной гвардии Республики Казахстан      Министерство обороны Республики Казахстан:      1) содействует в по...

Читать полностью »

Статья 3. Государственное регулирование в области оборонной промышленности и государственного оборонного заказа Закона Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе

Статья 3. Государственное регулирование в области оборонной промышленности и государственного оборонного заказаЗакона Об оборонной промышленности и государственном оборонном з...

Читать полностью »

Статья 13. Компетенция местных исполнительных органов Закона Республики Казахстан О территориальной обороне

Статья 13. Компетенция местных исполнительных органов Закона Республики Казахстан О территориальной обороне 1. Местные исполнительные органы в пределах своей компетенции: 1) п...

Читать полностью »

О ратификации Решения о нормативных документах по созданию и совершенствованию объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников Содружества Независимых Государств

О ратификации Решения о нормативных документах по созданию и совершенствованию объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников Содружества Независимых Госу...

Читать полностью »

О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования 4 Государственного центрального межвидового полигона (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) Министерства обороны Российской Федерации

О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования 4 Государственного центрального межвидового полигона (объекты и боевые пол...

Читать полностью »

О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования 4 Государственного центрального полигона (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) Министерства обороны Российской Федерации от 20 января 1995 года

О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования 4 Государственного центральн...

Читать полностью »

Необходимая оборона, не является административным правонарушением совершение административного правонарушения в состоянии необходимой обороны, если при этом не допущено превышение пределов необходимой оборон

Необходимая оборона, не является административным правонарушением совершение административного правонарушения в состоянии необходимой обороны, если при этом не допущено превыш...

Читать полностью »

Статья 5-1. Компетенция органов национальной безопасности Республики Казахстан, Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, органов прокуратуры Республики Казахстан и Министерства обороны Республики Казахстан по отношению к подведомственным им военным, специальным учебным заведениям Закона Об образовании

Статья 5-1. Компетенция органов национальной безопасности Республики Казахстан, Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Министерства по чрезвычайным ситуациям Респуб...

Читать полностью »

Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере территориальной обороны Закона Республики Казахстан О территориальной обороне

Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере территориальной обороны Закона Республики Казахстан О территориальной обороне Нарушение з...

Читать полностью »

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об обороне и Вооруженных Силах Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об обороне и Вооруженных СилахЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      1. Законодательство Республики Ка...

Читать полностью »

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области обеспечения военной безопасности Республики Казахстан Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области обеспечения военной безопасности Республики КазахстанЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан ...

Читать полностью »

Статья 4. Государственное регулирование в области обороны Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 4. Государственное регулирование в области обороныЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      1. Государственное регулирование в области обороны вкл...

Читать полностью »

Статья 5. Полномочия Президента Республики Казахстан в области обороны Глава 2. Полномочия Президента, Парламента и Правительства Республики Казахстан в области обороны Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 5. Полномочия Президента Республики Казахстан в области обороны Глава 2. Полномочия Президента, Парламента и Правительства Республики Казахстан в области обороныЗакона...

Читать полностью »

Статья 48. Основания и порядок реквизиции для нужд обороны в период действия военного положения Закона О государственном имуществе

Статья 48. Основания и порядок реквизиции для нужд обороны в период действия военного положенияЗакона О государственном имуществе      1. При введении военного положения и объ...

Читать полностью »

Статья 6. Полномочия Парламента Республики Казахстан в области обороны Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 6. Полномочия Парламента Республики Казахстан в области обороныЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      Парламент Республики Казахстан:      1) п...

Читать полностью »

Статья 8. Функции центральных исполнительных органов в области обороны Глава 3. Функции центральных и местных исполнительных органов, права и обязанности граждан и организаций в области обороны Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 8. Функции центральных исполнительных органов в области обороны Глава 3. Функции центральных и местных исполнительных органов, права и обязанности граждан и организаций...

Читать полностью »

Статья 9. Функции местных исполнительных органов в области обороны Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 9. Функции местных исполнительных органов в области обороныЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      Местные исполнительные органы в пределах свое...

Читать полностью »

Статья 11. Функции организаций независимо от форм собственности в области обороны Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 11. Функции организаций независимо от форм собственности в области обороныЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      Организации независимо от форм...

Читать полностью »

Статья 10. Права и обязанности граждан Республики Казахстан в области обороны Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 10. Права и обязанности граждан Республики Казахстан в области обороныЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      1. Граждане Республики Казахстан в...

Читать полностью »

Статья 12. Экономическое обеспечение обороны Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 12. Экономическое обеспечение обороныЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      Сноска. Заголовок статьи 12 в редакции Закона РК от 10.06.2020 № 34...

Читать полностью »

Статья 14. Материально-техническое обеспечение Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 14. Материально-техническое обеспечениеЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      1. Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил, других во...

Читать полностью »

Статья 15-1. Использование и отчуждение имущества в целях реализации договоров государственно-частного партнерства Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 15-1. Использование и отчуждение имущества в целях реализации договоров государственно-частного партнерстваЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан   ...

Читать полностью »

Статья 232. Экологические требования при зонировании и использовании земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения Экологического кодекса Республики Казахстан

Статья 232. Экологические требования при зонировании и использовании земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения Экологическог...

Читать полностью »

Статья 4. Принципы территориальной обороны Закона Республики Казахстан О территориальной обороне

Статья 4. Принципы территориальной обороны Закона Республики Казахстан О территориальной обороне Принципами территориальной обороны являются: 1) законность; 2) единоначалие; 3...

Читать полностью »

О ратификации Соглашения о взаимодействии министерств обороны государств-участников Содружества Независимых Государств в области контроля радиационной, химической и биологической обстановки

О ратификации Соглашения о взаимодействии министерств обороны государств-участников Содружества Независимых Государств в области контроля радиационной, химической и биологичес...

Читать полностью »

Признан виновным в совершении деяний, выходящих за пределы необходимой обороны, причинивших тяжкий вред здоровью потерпевшего и повлекших по неосторожности его смерть

Признан виновным в совершении деяний, выходящих за пределы необходимой обороны, причинивших тяжкий вред здоровью потерпевшего и повлекших по неосторожности его смертьПриговоро...

Читать полностью »

Статья 35. Необходимая оборона Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Статья 35. Необходимая оборона Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях        1. Не является административным правонарушением совершение предусмотрен...

Читать полностью »

Статья 7. Геодезическая и картографическая деятельность в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Республики Казахстан Закона О геодезии, картографии и пространственных данных

Статья 7. Геодезическая и картографическая деятельность в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Республики КазахстанЗакона О геодезии, картографии и простр...

Читать полностью »

Статья 396. Экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности Экологического кодекса Республики Казахстан

Статья 396. Экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности Экологического кодекса Республики Казахстан Экологические требования, установленные...

Читать полностью »

О ратификации Меморандума о договоренности в связи с Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года

О ратификации Меморандума о договоренности в связи с Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противора...

Читать полностью »

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере территориальной обороны Закона Республики Казахстан О территориальной обороне

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере территориальной обороны Закона Республики Казахстан О территориальной обороне 1. Законодательство Республики Казахстан...

Читать полностью »

О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки об учреждении защищенной линии связи между Центром по контролю за сокращением вооружений и обеспечению инспекционной деятельности при Министерстве обороны Республики Казахстан и Центром по уменьшению ядерной опасности Соединенных Штатов Америки

О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки об учреждении защищенной линии связи между Центром по контролю з...

Читать полностью »

Страхователь совершивший действия способствующие наступлению страхового случая не находившийся при этом в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости не вправе требовать страховой выплаты.

Страхователь совершивший действия способствующие наступлению страхового случая не находившийся при этом в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости не вправе требо...

Читать полностью »

О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Иорданского Хашимитского Королевства о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Иорданского Хашимитского Королевства о сотрудничестве в области гражданской обороны, предуп...

Читать полностью »

Статья 4. Основные задачи государственной политики в области оборонной промышленности и государственного оборонного заказа  Закона Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе

Статья 4. Основные задачи государственной политики в области оборонной промышленности и государственного оборонного заказаЗакона Об оборонной промышленности и государственном...

Читать полностью »

Статья 17. Научное обеспечение обороны и подготовка кадров Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 17. Научное обеспечение обороны и подготовка кадровЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      1. Научное обеспечение обороны направлено на всесторо...

Читать полностью »

Глава 5. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Глава 5. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формированияЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики КазахстанСтатья 18. Вооруженные Силы и их предназначение     ...

Читать полностью »

Статья 19. Общий состав Вооруженных Сил Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 19. Общий состав Вооруженных СилЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      Вооруженные Силы включают органы военного управления, виды Вооруженных С...

Читать полностью »

Статья 20. Комплектование Вооруженных Сил Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 20. Комплектование Вооруженных СилЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      1. Личный состав Вооруженных Сил включает военнослужащих и лиц граждан...

Читать полностью »

Статья 21. Руководство и управление Вооруженными Силами Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 21. Руководство и управление Вооруженными СиламиЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      1. Военно-политическое руководство Вооруженными Силами о...

Читать полностью »

Статья 23-1. Виды Вооруженных Сил Закона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Статья 23-1. Виды Вооруженных СилЗакона Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан      Виды Вооруженных Сил:      1) осуществляют оперативно-стратегическое планирова...

Читать полностью »

Не является уголовным правонарушением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны

Не является уголовным правонарушением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороныСтатья 31 Уголовного кодекса Республики Казахстан (УК РК) устанавливает...

Читать полностью »