Комментарий к статье 383. Договор и законодательство Гражданского кодекса Республики Казахстан
- В п. 1 настоящей статьи раскрывается понятие императивной нормы, о которой уже шла речь в предыдущей статье. Однако там мы говорили только об условиях договора, здесь же речь идет о договоре в целом.
В этом пункте закреплено, что договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения. Из этого правила вытекает совершенно естественно вопрос об обязательности для договора тех императивных норм, которые будут приняты после заключения договора, но в период его действия, и которые вступают в противоречие с условиями договора.
Например, был заключен договор на совершение определенных действий (добыча нефти, оказание туристических услуг и т.п.), которые можно было совершать на основе договора. Но впоследствии ввели лицензирование этого вида деятельности. Требуется ли лицензирование для совершения действий, возникших из договора, заключенного до принятия закона, вводящего обязательное лицензирование для совершения указанных действий?
- Ответ на этот вопрос дается в п. 2 комментируемой статьи. Положения этого пункта основываются на общем положении, что действие вновь принятого закона распространяется только на те правоотношения, которые возникли после введения в действие этого закона. Данное положение обычно закрепляется в постановлении о введении в действие данного закона. В качестве примера можно указать на Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г. "О введении в действие Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть)". Наряду с общим правилом о применении ГК к гражданским правоотношениям, возникшим после введения в действие ГК, т.е. с 1 марта 1995 г. (п. 1), здесь закрепляются специфические правила, касающиеся отдельных видов правоотношений. В частности, в п. 6 постановления закреплено, что новые установленные ГК основания недействительности сделок и последствия недействительности применяются к сделкам, заключенным после 1 марта 1995 года.
- Применение правил, установленных новым законодательством, к условиям ранее заключенных договоров может быть только в тех случаях, когда законодательством установлено, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров.
Например, в п. 2 Постановления Верховного Совета Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г. "О порядке введения в действие Закона Республики Казахстан "Об иностранных инвестициях" установлено, что действие ст. 6 Закона распространяется также на те правоотношения, которые возникли до введения в действие настоящего Закона.
- Данное общее правило п. 2 комментируемой статьи закрепляется с учетом специфики отношений в других законах. Например, в Указе о нефти закреплено, что лицензии (выданные) и контракты (заключенные) до введения в действие Указа, а также все связанные с ними акты государственных органов РК сохраняют свое действие (п. 5 ст. 2 Указа). Аналогичное положение закреплено в п. 2 ст. 73 Указа о недрах.
- В Законе об иностранных инвестициях закреплен более общий принцип стабильности договора в случае изменения законодательства. Имеется в виду ст. 6 Закона.
Статья 6 является одной из наиболее известных и спорных статей Закона об иностранных инвестициях. В ней закреплено, что в случае ухудшения положения иностранного инвестора, являющегося результатом изменений в законодательстве и (или) вступлением в силу и (или) изменением условий международных договоров, к иностранным инвестициям в течение 10 лет применяется законодательство, действовавшее в момент осуществления инвестиций, а по инвестициям, осуществляемым по долгосрочным (свыше 10 лет) контрактам с уполномоченными государственными органами - до окончания срока действия контракта, если контрактом не предусмотрено иное.
В случае улучшения положения иностранного инвестора, являющегося результатом изменений в законодательстве и (или) вступлением в силу и (или) изменением условий международных договоров, отдельные условия контрактов между иностранным инвестором и уполномоченным государственным органом, представляющим республику, могут быть изменены по взаимному согласию сторон с целью достижения баланса экономических интересов участников.
Положения данной статьи, касающиеся контрактов, относятся главным образом к нефтяным и иным контрактам, связанным с недропользованием.
Для иностранных подрядчиков это положение важно, прежде всего, для налоговых отношений. Однако именно в регулировании налоговых отношений, к сожалению, произошли изменения, идущие вразрез с Указом о нефти.
В п. 2 ст. 94-3 о налогах (в редакции Законов от 31 декабря 1996 года и от 8 декабря 1997 года) было закреплено:
"В случае внесения изменений в законодательство после даты подписания контракта, которые приводят к невозможности дальнейшего соблюдения первоначальных условий контракта или приводят к существенному изменению его общих экономических условий, недропользователь и представители компетентного органа и Министерства финансов Республики Казахстан могут внести изменения или поправки в контракт, необходимые для восстановления экономических интересов сторон по состоянию на момент подписания контракта. Данные изменения или поправки условий контракта вносятся в течение шестидесяти дней с момента письменного уведомления Министерства финансов Республики Казахстан и недропользователя.
Таким образом, условия ст. 6 Закона об иностранных инвестициях оказались измененными Налоговым кодексом. В случае внесения изменений в налоговое законодательство они будут применяться к заключенным ранее контрактам на недропользование, но сторонам дается право на изменение отдельных условий контракта с тем, чтобы сохранить экономику проекта.
На практике вставал вопрос о том, применимо ли данное положение к контрактам, заключенным до введения в действие Налогового кодекса, то есть до 1 июля 1995 года. Из общих положений теории права однозначно вытекает, что обратной силы данная норма не имеет и что к ранее заключенным контрактам применяется в полном объеме ст. 6 Закона об иностранных инвестициях. Однако эта проблема беспокоила иностранных инвесторов, поэтому она была решена законодательно. Указом Президента РК, имеющим силу Закона, от 21 декабря 1995 года, внесены изменения в Налоговый кодекс, и п. 4 ст. 179 изложен в следующей редакции: "4. Условия налогообложения, определенные в контрактах на недропользование между Правительством РК или компетентным органом и отечественными или иностранными недропользователями, заключенных до 1 января 1996 года, а также в контрактах на недропользование, заключенных после указанной даты во исполнение ранее заключенных контрактов с этими недропользователями, и в контрактах на недропользование, прошедших обязательную налоговую экспертизу, заключенных с 1 января 1996 года, сохраняются и действуют в течение всего установленного срока их действия".
Так обстоит дело с инвестициями в сфере недропользования. Однако как быть с инвестициями в других сферах, не связанных с недропопьзованием?
Однозначно, что положения ст. 6 Закона об иностранных инвестициях будут применяться к инвестициям, которые были осуществлены до 1 июля 1995 года. Это общее правило, закон не может применяться к отношениям, регулируемым другим законом до введения в действие нового закона, если это специально не оговорено в новом законе.
Сложнее обстоит дело с правоотношениями, которые возникли после 1 июля 1995 года. Вопрос заключается в том, применяется ли ст. 6 в отношении налогового законодательства, если инвестиции осуществлены после 1 июля 1995 года. Например, иностранный инвестор создал совместное предприятие в январе 1997 года на условиях, установленных уже новым Налоговым кодексом. Через несколько лет, например, в 1999 году в Налоговый кодекс будут внесены изменения, резко ухудшающие положение инвестора. Вопрос: будут ли применяться к этому инвестору правила ст.6 Закона об иностранных инвестициях?
Толкование норм и, главное, самой идеологии Налогового кодекса показывает, что в части налогового законодательства ст. 6 не должна применяться. Это вытекает из толкования следующих положений: запрещается включение в неналоговое законодательство вопросов, связанных с налогообложением (п. 2 ст. 1 Указа о налогах), запрещается предоставление налоговых льгот другими актами, в том числе льгот, носящих индивидуальный характер (п. 3 ст. 2 Указа о налогах).
Однако этот вывод опровергается изменениями в законодательных актах. Законом Республики Казахстан от 16 июля 1997 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об иностранных инвестициях" в ст. 6 Закона об иностранных инвестициях включен п. 4, в соответствии с которым гарантии, установленные п. 1, не распространяются на изменения в законодательстве, которыми изменяются порядок и условия (в том числе вопросы налогообложения и иные меры государственного регулирования) импорта и (или) производства, и (или) реализации подакцизных товаров, а также импорта товаров, предназначенных для реализации без переработки.
Как можно понять из данного дополнения, п. 1 ст. 6 не распространяется на отдельные виды налогов, указанные в пункте, следовательно, остальные виды налогов охватываются действием п. 1 ст. 6. Значит, ст. 6, за исключением п. 4, применяется к изменениям в налоговом законодательстве.
Следует отметить, что в настоящее время эти рассуждения приобрели теоретический характер. Законом РК от 15 апреля 1998 года в Указ о налогах были внесены очередные изменения (надо полагать, при большом лоббировании со стороны иностранных недропользователей) и п. 2 ст.94-3 из Указа о налогах был исключен. Таким образом, положения ст. 6 Закона об иностранных инвестициях о стабильности законодательства будут применяться ко всем инвестициям (за исключением оговоренных в п.4), в том числе и в сфере недропользования.
Комментарии Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда Уголовное законодательство Нормативно правовые акты Республики Казахстан
Комментарий подготовлен в рамках программы научно-практических исследований Научно-исследовательского центра частного права Казахского государственного юридического университета.
Руководитель рабочей группы по подготовке проекта Гражданского кодекса Республики Казахстан член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан, профессор Сулейменов М.К
Заместитель руководителя профессор Басин Ю.Г.