Комментарий к статье 3. Гражданское законодательство Республики Казахстан Гражданского кодекса Республики Казахстан
- Гражданским называется законодательство, регулирующее гражданские отношения, круг которых определен ст.1 ГК (см. статью и комментарий к ней).
В литературе и на практике нередко в одном и том же значении применяются термины "гражданское законодательство" и "гражданское право". Между тем здесь имеется весьма заметное различие. Гражданское право означает совокупность норм (правил), которыми регулируются гражданские правоотношения, а гражданское законодательство совокупность тех правовых актов, в которых сформулированы, выражены указанные нормы (правила).
- Комментируемая статья устанавливает, что гражданское законодательство должно единообразно применяться на всей территории РК, во всех министерствах и ведомствах. Министерства, иные центральные исполнительные органы, местные представительные и исполнительные органы не вправе по своей инициативе издавать акты, регулирующие гражданские правоотношения, даже если последние почему-либо остались неурегулированными законодательством. Они (министерства, иные центральные исполнительные органы, местные органы) могут издавать указанные акты, только если прямо уполномочены на это законодательством. Уполномочие определяет также пределы действия актов и степень их обязательности. Так, например, Указом о Национальном Банке последнему предоставлено право (ст. 4) издавать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Ведомственные акты не должны противоречить законодательству.
Известно, что местные органы нередко издают постановления об ограничении купли-продажи недвижимости, о возможности изъятия у граждан какого-либо имущества, о запрете вывоза за пределы области тех или иных товаров и т.п. Все подобные акты противоречат ст. 3 ГК и являются недействительными.
- Для определения законодательных документов, регулирующих гражданские отношения, ГК пользуется двумя терминами:
а) "законодательные акты" - законы и постановления нормативного характера, принимаемые Парламентом Республики Казахстан, к ним должны быть отнесены также указы, принятые Президентом РК, имеющие силу закона.
б) "законодательство", включающее помимо законодательных актов также нормативные указы Президента, нормативные постановления Правительства РК. Таким образом, законодательство - это более широкое (родовое), а законодательные акты - более узкое (видовое) понятие. При этом законодательные акты имеют приоритет над обычными нормативными актами Президента, а оба вида названных актов - над постановлениями Правительства.
Четкое разграничение понятий законодательных актов и законодательства имеет важное практическое значение. Так, отсылка ГК к законодательным актам означает, что соответствующая норма может быть принята только Парламентом (например, п. 2 ст. 8 ГК). Если же имеется отсылка к законодательству, то соответствующая норма может содержаться также в указе Президента либо в постановлении Правительства (например, ст. 5 ГК).
Следует отметить, что Модельный ГК и ГК РФ вместо термина "законодательный акт" применяют термин "закон", что, по нашему мнению, делает данное понятие менее четким.
- Нормы гражданского законодательства могут быть императивными и диспозитивными. Первые из них применяются в обязательном порядке, который не может изменяться соглашением сторон. Например, ст. 178 ГК устанавливает, что общий срок исковой давности составляет три года (п. 1). Это - императивное требование, и стороны в договоре не вправе предусматривать срок исковой давности иной продолжительности. Если же они это сделают, то в случае спора все равно будет применяться трехлетний срок исковой давности.
Иногда закон специально подчеркивает императивный характер предписаний. Так, п. 2 ст. 170 ГК гласит; "Лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому выдана доверенность, отказаться от нее. Соглашение об отказе от этого права недействительно".
Диспозитивные же нормы ГК допускают возможность изменения заложенного в них правила соглашением (договором) участников правоотношения (например, п. 1 ст. 359 ГК). Диспозитивный характер правовых норм полностью согласуется с принципом свободы гражданского договора.
- Под обычаями, упомянутыми комментируемой статьей, понимаются правила поведения, сложившиеся в данной местности или в данной этнической (социальной) группе населения по поводу имущественных или личных отношений, охватываемых в общей форме гражданско-правовым регулированием. Обычаи делового оборота - это правила, сложившиеся при осуществлении предпринимательской деятельности. Например, о распределении между продавцом и покупателем, находящимися в разных государствах, расходов по доставке купленных товаров.
Статья 3 ГК допускает применение обычаев (обычаев делового оборота) при условии, что они не противоречат законодательству либо договору. Таким образом, обычаи подчинены законодательству и носят диспозитивный характер.
- В силу признанных Казахстаном норм международного права все международные договоры (конвенции), участником которых является РК, имеют приоритет перед казахстанским законодательством. Это означает, что в случаях противоречия между международным договором и актом казахстанского законодательства должна применяться норма международного договора. При этом под международным договором применительно к настоящему ГК следует понимать договор между государствами, ратифицированный РК (см. п.3 ст.4 Конституции). Сюда не относятся всякого рода межправительственные пли межведомственные соглашения, а также договоры, заключаемые иногда Правительством с различными зарубежными корпорациями либо с конкретными частными фирмами.
Если подобного рода соглашения (договоры) не ратифицированы РК, они не являются международными договорами, соответствующими п. 8 ст. 3 ГК, и должны подчиняться императивным нормам гражданского законодательства.
Надо иметь в виду, что договор между государствами становится международным договором только после вступления его в силу. Поэтому договор, ратифицированный РК, но не вступивший в силу, не может иметь приоритет перед законодательством РК.
Правило о приоритете международного договора перед местным законом вытекает из Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., к которой РК присоединилась в силу Постановления Верховного Совета РК от 31 марта 1993 г.
- Комментируемая статья устанавливает приоритет норм ГК перед гражданско-правовыми нормами, которые могут содержаться в иных законодательных актах (например, в Законах о валютном регулировании, о защите и поддержке частного предпринимательства и других). Это положение имеет важное практическое значение, т.к. на практике нередко выявляются противоречия между иными законами и нормами ГК.
- Комментируемая статья наделяет всех иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства при совершении ими действий, регулируемых гражданским законодательством, такими же правами и обязанностями, какими наделены граждане нашей республики. Исключения из этого правила возможны, но только тогда, когда они установлены непосредственно законодательными актами. Так, Законом об иностранных инвестициях предусмотрено, что в некоторых районах по соображениям обеспечения национальной безопасности может быть ограничена деятельность иностранных инвесторов (ст. 4). Указ о земле запретил передачу в частную собственность иностранных граждан земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства (ст. 33). В остальном права должны быть равными.
- Редакция п.3 комментируемой статьи неоднократно изменялась. Действующая редакция проводит разграничение между властными и равноправными правоотношениями с участием банков. 10. В настоящее время гражданское законодательство должно применяться с учетом Закона "О нормативных правовых актах" от 24 марта 1998 г.
Комментарии Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда Уголовное законодательство Нормативно правовые акты Республики Казахстан
Комментарий подготовлен в рамках программы научно-практических исследований Научно-исследовательского центра частного права Казахского государственного юридического университета.
Руководитель рабочей группы по подготовке проекта Гражданского кодекса Республики Казахстан член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан, профессор Сулейменов М.К
Заместитель руководителя профессор Басин Ю.Г.