Комментарий к статье 826-2. Порядок и сроки обжалования, опротестования постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа направляются в орган (должностному лицу), вынесший (вынесшему) постановление по делу, оформивший (оформившему) предписание, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы, протеста направить их со всеми материалами дела в соответствующий вышестоящий орган (должностному лицу).
Жалоба, протест могут быть поданы непосредственно в вышестоящий орган (должностному лицу), уполномоченный их рассматривать.
2. Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении подаются в течение десяти суток со дня вручения копии постановления, а в случае, если лица, указанные в статьях 744, 745, 746, 747, 748 и 753 настоящего Кодекса, не участвовали в рассмотрении дела, – со дня получения постановления.
Жалоба, протест на предписание о необходимости уплаты штрафа могут быть поданы в течение десяти суток после истечения срока, предусмотренного статьей 817 настоящего Кодекса.
3. Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенные в связи с неисполнением или исполнением ненадлежащим образом налогового обязательства, установленного Налоговым кодексом Республики Казахстан, или обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении и об обязательном социальном страховании, выявленных по результатам налоговой проверки, могут быть поданы в течение тридцати суток со дня вручения или получения копии постановления.
4. Подача жалобы, протеста в срок, установленный настоящей статьей, приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа до вынесения решения по жалобе, протесту.
5. Подаваемая жалоба в вышестоящий орган (должностному лицу) должна содержать сведения и соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 833 настоящего Кодекса.
В случае, если принесенная жалоба не соответствует требованиям, предусмотренным частями первой и второй статьи 833 настоящего Кодекса, она считается поданной, но возвращается с указанием срока для дооформления. Если в течение указанного срока жалоба после пересоставления не представлена органу (должностному лицу), она считается неподанной.
Комментируемая статья регулирует не только порядок обжалования опротестования постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа, но и сроки их подачи.
Часть 1. Установление общего порядка подачи жалобы через орган (должностное лицо), которыми вынесено постановление, оформлено предписание, направлено на обеспечение прав участников производства по делу об административном правонарушении. Отнесение части дел об административных правонарушениях к подведомственности в вышестоящий орган (должностному лицу) не означает снижения уровня гарантий прав лиц, привлекаемых к ответственности. Лицам, привлекаемым к административной ответственности по решению внесудебных органов, предоставлены такие же гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Факт подачи жалобы обязывает указанных лиц в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий вышестоящий орган, вышестоящему (должностному лицу). Это очень прогрессивный подход, характерный развитым процессуальным конструкциям. Его суть заключается том, что он создает комфортный для человека режим. Небольшое количество участников производства знают о тонкостях построения бюрократического аппарата, кто и кому является вышестоящим органом или лицом, где он расположен и т.д.
Внесение в законодательство указанной нормы возлагает все тяготы на уполномоченный орган (должностное лицо), вынесший первоначальное решение, на которое имеется возражение. Лицо, подающее жалобу (протест) вправе направить ее в уполномоченный орган (должностное лицо) вынесшее такое решение. Тот, в свою очередь, обязан направить ее по подведомственности в течение трех суток. В то же время законодатель не запрещает самостоятельно направить жалобу, протест непосредственно в вышестоящий орган (должностному лицу).
Необходимо отметить, что в законе не уточнено, имеет ли право орган (должностное лицо), вынесший решение, при получении жалобы (протеста) на него самостоятельно "изменить" его без перенаправления жалобы, протеста в отведҰнное время. Здесь необходимо предполагать, что в случае полного удовлетворения требований жалобы, протеста, такое изменение возможно, так как соответствует основным принципам административного права.
Второй важной особенностью, на которую ранее указывалось, является то, что решение вышестоящего органа (должностного лица) не является препятствием для обращения в суд. Это прямая реализация конституционного положения, предусмотренного п. 2 ст. 76 Конституции РК.
Первый абзац части 2 указанной статьи регламентирует, помимо сроков на подачу жалобы и принесение протеста, также важное указание на отправную точку отсчета указанных сроков: момент вручения и получения постановления. Поэтому решающее значение в толковании указанной статьи имеет положение ст. 743 КоАП.
Так, жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении подаются в течение 10 суток со дня вручения копии постановления, а в случае, если лица, указанные в статьях 744, 745, 746, 747, 748 и 753 КоАП, не участвовали в рассмотрении дела, – со дня получения постановления.
Если обжалуется (опротестовывается) предписание о необходимости уплаты штрафа, то жалоба (протест) могут быть поданы в течение десяти суток после истечения срока, предусмотренного ст. 817 КоАП, то есть с момента истечения пятнадцати суток после надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа, если, конечно, лицо не оплатило штраф в порядке главы 42 КоАП, и такое дело не считается рассмотренным по существу в порядке сокращенного производства.
Законодатель в случае с предписанием о необходимости уплаты штрафа применил довольно сложную систему отсчета истечения сроков для производства процессуальных действий (окончания этапов). Соответственно, указанные нормы необходимо понимать следующим образом. Если после надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа лицо не обжаловало его в порядке главы 44 КоАП и не оплатило штраф, в порядке главы 42 КоАП, дело считается рассмотренным по существу, а предписание о необходимости уплаты штрафа приобретает статус окончательного решения по делу. С этого момента начинает исчисляться 10-суточный срок на его обжалование (опротестование) в порядке ст. 826-2 КоАП. Следует обратить внимание на то, что в указанной статье повторно не упоминается необходимость надлежащего вручения (получения, доставления) предписания, так как это уже предусмотрено ст. 817 КоАП.
Часть 3 комментируемой статьи предусматривает порядок подачи жалобы, протеста по делам об административных правонарушениях, совершенных в области налогообложения, пенсионного обеспечения, а также обязательного социального страхования, выявленных по результатам налоговой проверки, которые могут быть поданы в течение 30 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Такая формулировка говорит о том, что общий срок (10 суток) принесения жалобы, протеста, установленный в ч. 2 комментируемой статьи для постановлений по всем другим видам правонарушений, не применим к постановлениям по делам об административных правонарушениях в области налогообложения, пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования.
Это связано с тем, что срок обжалования результатов самой налоговой проверки, лежащий на основе выявления правонарушений, составляет по налоговому законодательству 30 рабочих дней. И отмена по жалобе заинтересованных лиц результатов налоговой проверки может повлечь за собой впоследствии признание отсутствующими фактов события и состава соответствующего правонарушения. Поэтому принятие окончательных решений о наложении административных взысканий с учетом рассмотрения жалоб на вынесенные постановления не должно опережать принятия окончательного решения по итогам рассмотрения жалоб на результаты налоговой проверки, послужившие основанием для наложения административных взысканий.
Часть 4. Подача жалобы, протеста в срок, установленный настоящей статьей, приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа до вынесения решения по жалобе, протесту. Указанный подход, несомненно, является обоснованным и современным, так как позволяет не переносить в плоскость исполнительного производства решения, которые подвергнуты пересмотру до их вступления в силу.
Часть 5. Подаваемая жалоба в вышестоящий орган (должностному лицу) должна содержать сведения и соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 833 КоАП.
Отдельного внимания заслуживает довольно продвинутый и современный подход законодателя относительно предоставления лицам, подающим жалобу, возможности ее дооформления в случае несоответствия ее содержания требованиям ст. 833 КоАП. В таком случае жалоба все равно считается поданной, но возвращается с указанием срока для дооформления. И только если в течение указанного срока жалоба не пересоставлена или не представлена органу (должностному лицу), она считается не поданной, и соответственно, не подлежит рассмотрению.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда