Комментарий к статье 829-4. Сроки обжалования, опротестования постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа, постановления вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, постановление вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту подаются в течение десяти суток со дня вручения копии постановления, а в случае, если лица, указанные в статьях 744, 745, 746, 747, 748 и 753 настоящего Кодекса, не участвовали в рассмотрении дела, – со дня получения постановления.
Жалоба, протест на предписание о необходимости уплаты штрафа могут быть поданы в течение десяти суток после истечения срока, предусмотренного статьей 817 настоящего Кодекса.
2. Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в связи с неисполнением или исполнением ненадлежащим образом налогового обязательства, установленного Налоговым кодексом Республики Казахстан, или обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении и обязательном социальном страховании, выявленных по результатам налоговой проверки, могут быть поданы в течение тридцати суток со дня вручения или получения копии постановления.
3. Пропуск срока на подачу жалобы, протеста не является основанием к отказу в принятии жалобы, протеста к рассмотрению. Жалоба, протест рассматриваются, при этом пропуск срока подачи жалобы, протеста и их значение проверяются независимо от рассмотрения жалобы, протеста.
4. Подача жалобы, внесение протеста в срок, установленный настоящей статьей, приостанавливают исполнение постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа до вынесения решения по жалобе, протесту.
5. Суд вправе приостановить исполнение постановления о наложении административного взыскания на время рассмотрения дела об административном правонарушении.
6. Жалоба может быть подана, а протест внесен в сторону, ухудшающую положение лица, привлеченного к административной ответственности, либо лица, в отношении которого административное производство прекращено, в течение года со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа, постановления вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту.
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает десятидневный срок для обжалования (опротестования) постановления по делу об административном правонарушении, постановления вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту. Несмотря на наметившийся отход законодателя от указанного срока в сторону его увеличения в других процессуальных кодексах, в КоАП его оптимальность подтверждена практикой и спецификой административного производства – скоростью.
Этот срок считается достаточным для реальной возможности для лиц, указанных в статьях 744, 745, 746, 747, 748 и 753 КоАП обжаловать незаконные, по их мнению, постановления судей, органов и должностных лиц.
Отправной точкой отсчета его истечения следует считать момент вручения копии постановления, а в случае если лица, указанные выше, не участвовали в рассмотрении дела, – со дня получения постановления.
Иной порядок законодатель определил для момента исчисления указанного срока в отношении предписания о необходимости уплаты штрафа. Жалоба, протест могут быть поданы в течение 10 суток после истечения срока, предусмотренного ст. 817 Кодекса. Это обусловлено спецификой указанной категории дел, комментарий по которым приведен в главе 42 КоАП.
При этом при исчислении сроков, необходимо руководствоваться требованиями ст. 739 КоАП.
Часть 2. Закон установил увеличенный срок (тридцатисуточный) обжалования (опротестования) постановлений по делу об административном правонарушении, вынесенных в связи с неисполнением или исполнением ненадлежащим образом налогового обязательства, установленного Налоговым кодексом Республики Казахстан, или обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении и обязательном социальном страховании, выявленных по результатам налоговой проверки. Такая жалоба, протест могут быть поданы в течение 30 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Часть 3 предусматривает необычную для других процессуальных кодексов правовую конструкцию – нарушение установленного срока не является препятствием к рассмотрению жалобы (протеста). В других кодексах законодательно сохраняется возможность восстановления указанного срока, пропущенного по уважительным причинам. Вопрос о восстановлении срока об жалования решает судья или должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу. В КоАП пропуск срока на подачу жалобы, протеста не является основанием к отказу в принятии жалобы, протеста к рассмотрению. Они рассматриваются в обязательном порядке.
При этом возникает вопрос необходимости и целесообразности рассмотрения причин пропуска срока подачи жалобы. Однако буквальное содержание нормы предписывает судам независимо от рассмотрения жалобы, протеста проверять пропуск срока подачи жалобы, протеста и их значение. Из этого следует, что независимо от содержания жалобы, протеста причины пропуска срока могут служить самостоятельным основанием для отказа в их удовлетворении. То есть правовые последствия такие же, как и при отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока. Однако есть и отличия. При таком порядке нередко суды принимают к рассмотрению жалобы на постановления, вступившие в законную силу, а иногда и на исполненные постановления.
Таким образом, законодатель устанавливает приоритет защиты прав и законных интересов участников производства по делу об административном правонарушении. В целом, такой подход заслуживает одобрения в контексте интересов участников производства по делу.
Части 4 и 5. Подача жалобы, внесение протеста приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа до вынесения решения по жалобе, протесту. В части 5 законодатель повторно на это указывает уже как право суда.
Эти положения имеют крайне важное значение в практической деятельности, так как призваны минимизировать негативный эффект подателю жалобы от исполнения постановления, предписания, в случае, если обжалование будет успешным.
Кроме того, минимизируются издержки и для судебных исполнителей, которые в случае обращения решения к исполнению после возбуждения исполнительного производства в соответствии с Законом РК от 2 апреля 2010 года № 261-IV "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" будут обязаны в случае его отмены или изменения нести издержки в связи с этим, равно как и сами граждане по отдельным исполнительным действиям.
Правозащитный потенциал части 6 трудно переоценить. Он ограничивает сроки подачи жалобы, протеста, призванные ухудшить положение лица, привлеченного к административной ответственности, либо лица, в отношении которого административное производство прекращено, одним годом со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа, постановления вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту. Ограничения одним годом существовало на протяжении многих лет. Однако если сравнивать этот срок с тем, что установлен Уголовно-процессуальным кодексом для аналогичной ситуации (шесть месяцев), то наблюдается крайне неприглядная картина, когда по уголовным правонарушениям этот срок в два раза меньше, нежели чем за административные.
Вторым важным аспектом является то, что срок подачи жалобы, протеста в сторону улучшения положения лица, привлеченного к административной ответственности, либо лица, в отношении которого административное производство прекращено, не ограничен.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда