Комментарий к статье 829-2. Право на обжалование, опротестование постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа, постановления вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Лица, указанные в статьях 744, 745, 746, 747, 748 и 753 настоящего Кодекса могут обжаловать, а прокурор опротестовать постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа, постановление вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту.
2. Постановление судьи специализированного районного и приравненного к нему административного суда и суда по делам несовершеннолетних о наложении административного взыскания может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящий суд.
3. Постановление по делу о факте проявления неуважения к суду, вынесенное судьей (судом) в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 829-10 настоящего Кодекса, может быть обжаловано, опротестовано в суд вышестоящей инстанции.
4. Вынесенное органом (должностным лицом) постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа может быть обжаловано, опротестовано в специализированный районный и приравненный к нему административный суд и суд по делам несовершеннолетних по месту нахождения органа (должностного лица).
5. Предварительное обращение лиц, указанных в статьях 744, 745, 746, 747 и 748 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган (должностному лицу) не является обязательным условием для предъявления жалобы в суд и его принятия судом к рассмотрению и разрешению по существу.
Часть 1. Обжалование постановления по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов участников административного производства, средство выявления и устранения недостатков в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Это правило характерно как для органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, так и для суда (кассационный пересмотр). Право на обжалование является конституционным правом, вытекающим из ряда статей Конституции РК (76, 77, 81 и др.). Вместе с тем, это право зависит от усмотрения самого лица, в отношении которого принято итоговое процессуальное решение по делу. В соответствии с КоАП, это право предоставлено лицам, указанным в статьях 744, 745, 746, 747, 748 и 753 КоАП. Это, в частности:
– лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе несовершеннолетние;
– законные представители физического лица;
– потерпевшие, в том числе их представители;
– представители индивидуального предпринимателя, юридического лица;
– защитники, в том числе адвокаты и др.
Это право обеспечивается обязательным объявлением постановления и вручением его копии, разъяснением порядка обжалования, сроками обжалования.
При составлении жалобы следует обращать внимание на аргументацию приводимых в ней доводов со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты, которые, по мнению лица, подающего жалобу, при рассмотрении дела об административном правонарушении не были должным образом применены, или не применены, либо применены неправильно, подтверждая свои доводы имеющимися в деле доказательствами или посредством предоставления или ссылки на новые доказательства, которые не были предметом исследования дела ранее (по объективным или иным причинам). Жалоба должна завершаться изложением требований заявителя исходя из полномочий инстанций (более подробнее о содержании жалобы смотрите комментарий к ст. 833 "Содержание жалобы, апелляционного ходатайства прокурора").
Часть 2 комментируемой статьи устанавливает подсудность для дел, рассмотренных судьей специализированного районного и приравненного к нему административного суда и суда по делам несовершеннолетних о наложении административного взыскания. Такие дела могут быть обжалованы в вышестоящий суд, а также пересмотрены по апелляционному ходатайству прокурора. Таким образом, при определении подсудности дел следует учитывать не только субъективный состав участников правонарушения, но и характер спора.
Часть 3 также устанавливает подсудность для постановлений по делам о факте проявления неуважения к суду, вынесенных судьями (судами) в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 829-10 КоАП. Оно может быть обжаловано, опротестовано в суд вышестоящей инстанции.
Часть 4 комментируемой статьи устанавливает подсудность для дел, рассмотренных органом (должностным лицом), как для постановлений, так и предписаний о необходимости уплаты штрафа. Такие итоговые процессуальные решения по делу могут быть обжалованы, опротестованы в специализированный районный и приравненный к нему административный суд и суд по делам несовершеннолетних по месту нахождения органа (должностного лица).
Важнейшее значение для соблюдения конституционных прав граждан имеет положение части 5 комментируемой статьи. Как известно, в отдельных случаях законодательство требует соблюдения досудебного порядка обжалования. То есть обращение в суд невозможно до предварительного обращения в вышестоящий орган (должностное лицо). Указанная норма умаляет действие указанного принципа в КоАП, что является подтверждением высокого уровня правовой защищенности граждан.
Вместе с тем, указанное положение коррелирует с ч. 5 ст. 683 КоАП, согласно которой по письменному заявлению либо по заявлению в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними, или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно осуществлять свои права, дело может быть рассмотрено в специализированных районных и приравненных к ним административных судах, а при отсутствии таковых – в судах общей юрисдикции.
Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РК, "Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики". Толкование данной конституционной нормы осуществлено Конституционным Советом дважды при рассмотрении конкретных конституционных дел. КС РК в постановлении от 29 марта 1999 года № 7/2 "Об официальном толковании пункта 2 статьи 13, пункта 1 статьи 14, пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан" определяет, что норму п. 2 ст. 76 Конституции РК следует понимать так, что правосудие в Республике осуществляется только судом посредством установленных законом форм судопроизводства.
Вторично, при толковании данной нормы, Конституционный Совет указал, что ограничение конституционных прав (в форме принудительного отчуждения имущества) возможно в соответствии с законом, без предварительного судебного решения, что все же не исключает возможность последующего обжалования в судебном порядке решения государственного органа. То есть речь идет о том, что предметом рассмотрения судов являются все дела и споры, но отнесенные законом к их ведению. Таким образом, устанавливается приоритет права участников производства на рассмотрение его дела судом, а не органом (должностным лицом).
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда