Комментарий к статье 829-5. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении, жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа, постановление вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Дела об административных правонарушениях, жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа, постановление вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту рассматриваются в течение пятнадцати суток со дня получения судом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении, жалобы, протеста и других материалов дела.
В случае, если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, дело считается рассмотренным по истечении пятнадцати суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа, за исключением дел, рассмотренных по существу в порядке сокращенного производства.
2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения дела, жалобы, протеста может быть продлен судом, но не более чем на пятнадцать суток.
3. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, административное выдворение за пределы Республики Казахстан, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее двадцати четырех часов с момента его задержания.
Жалоба, протест на постановление об административном аресте, если лицо, привлеченное к ответственности, отбывает административный арест, подлежат рассмотрению в течение одних суток с момента подачи жалобы или протеста.
4. Суд обязан приостановить срок рассмотрения дела, жалобы, протеста при невозможности его (ее) рассмотрения до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве, а также в случае обжалования результатов налоговой и (или) таможенной проверок, на основании которых возбуждено дело об административном правонарушении, в вышестоящий орган или истечения срока на обжалование решения органа (должностного лица), рассматривающего жалобу лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
КОММЕНТАРИЙ________________________________________
Часть 1 статьи устанавливает 15-суточный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, жалоб, протестов на постановления по делу об административном правонарушении, предписаний о необходимости уплаты штрафа, постановлений вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту. Оптимальный с точки зрения сочетания оперативности рассмотрения жалобы. Этот срок представляется достаточным для полного и всестороннего рассмотрения дела, проверки законности и обоснованности принимаемого решения по делу.
Этот срок исчисляется со дня получения судом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении, жалобы, протеста и других материалов дела. Окончание срока рассмотрения жалобы, протеста на постановления по делу об административном правонарушении, предписаний о необходимости уплаты штрафа, постановлений вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту исчисляется с момента вынесения по ней соответствующего решения.
Учитывая специфику дел, по которым административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, и особенностей, установленных КоАП, законодатель счел необходимым установить в порядке "правовой фикции", что такое дело считается рассмотренным по истечении 15 суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа.
Эта норма уместна в тех случаях, когда лицо по делу, за которое предусмотрено административное взыскание в виде штрафа, согласно абзацу 1 ч.1 ст. 44 КоАП, не воспользовалось своим правом, предусмотренным нормами главы 42 КоАП. А именно: уплатить штраф в размере 50% от указанной в санкции статьи Особенной части КоАП при признании факта совершения правонарушения и неотказа от последующего обжалования, как доказательств, так и решения по делу (за исключением производства, ввиду вновь открывшихся обстоятельств).
Часть 2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на пятнадцать суток. О продлении срока выносится мотивированное определение.
Часть 3. Как указывалось выше в комментариях к ст. 829-3, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, административное выдворение за пределы Республики Казахстан, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
При этом если лицо было подвергнутого административному задержанию, то не позднее 24 часов с момента его задержания. Данная норма носит явный правозащитный оттенок, так как призвана реализовать буквальное применение ст. 16 Конституции РК.
Аналогичное отношение со стороны законодателя усматривается и в отношении жалобы, протеста на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста, если лицо, привлеченное к ответственности, отбывает административный арест. Такое дело подлежит рассмотрению в течение одних суток с момента подачи жалобы или протеста.
Отдельные затруднения для судебной практики создают дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, административное выдворение за пределы Республики Казахстан, которые должны быть рассмотрены в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Однако органы (должностные лица) не представили в суд соответствующих лиц вместе с указанными материалами (протоколом), а суд не способен обеспечить его явку в отведенное время. В то же время их участие при рассмотрении дела обязательно в соответствии с ч. 3 ст. 744 КоАП. Проведение привода невозможно из-за ограниченности сроков. Возвращение таких дел органам (должностным лицам) Кодексом не предусмотрено, равно как и продление указанных сроков. Данный вопрос требует своего последующего урегулирования на уровне закона. Если поправки в КоАП не будут приняты, то в практической плоскости разрешение этого вопроса видится лишь за счет использования потенциала стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении. Так, в соответствии с подпунктом 2) части 1 статьи 829-6 КоАП суд при подготовке к рассмотрению дела, жалобы, протеста выясняет среди прочего, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела, жалобы, протеста судом.
В случае если дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, административное выдворение за пределы Республики Казахстан, поступило в суд, а лицо, совершившее административное правонарушение, отсутствует, то суд не может приступить к рассмотрению такого дела.
В этом случае следует, руководствуясь ч. 4 ст. 829-9 Кодекса, при подготовке к повторному рассмотрению дела об административном правонарушении в связи с неявкой без уважительных причин лица, привлекаемого к ответственности, его представителя, свидетеля в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 744, ч. 6 ст. 746 и ч. 5 ст. 754 Кодекса, суд вправе вынести определение о приводе указанных лиц в порядке ст. 790 КоАП.
В соответствии с частью 4 суд обязан приостановить срок рассмотрения дела, жалобы, протеста при невозможности его (ее) рассмотрения до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве, а также в случае обжалования результатов налоговой и (или) таможенной проверок, на основании которых возбуждено дело об административном правонарушении, в вышестоящий орган или истечения срока на обжалование решения органа (должностного лица), рассматривающего жалобу лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Здесь следует отметить два существенных момента. Во-первых, рассмотрение результатов налоговой и (или) таможенной проверок, на основании которых возбуждено дело об административном правонарушении теоретически возможно в двух судопроизводствах: административном, посредством главы 44 КоАП и в гражданско-процессуальном, посредством главы 29 ГПК. Законодатель это четко не определил, хотя и не сделал для них принципиальной разницы.
Во-вторых, в данной норме законодатель определил, что обжалование результатов налоговой и (или) таможенной проверок находится за пределами рассмотрения дела об административном налоговом (таможенном) правонарушении. Поэтому при рассмотрении таких дел не подлежат обсуждению аргументы участников, подтверждающие или опровергающие результаты налоговой и (или) таможенной проверок, поскольку такие результаты подлежат обжалованию в отдельном производстве вышестоящего уполномоченного органа или суда.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда