Защита избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдумах
Во время проведения избирательной компании по выборам в маслихаты Республики Казахстан 31 миссий кандидатами в депутаты, их доверенными лицами.
Гражданин, общественное объединение, член избирательной комиссии, считающие, что решением, действием(или бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, должностными лицами нарушается право избирать или быть избранным, участвовать в выборах, референдуме, вправе обратиться с заявлением в письменной форме либо в форме электронного документа в суд по подсудности, установленной главой 3 настоящего Кодекса и другими законами.
Так, например судом Сарыаркинского районного суда города Астаны рассмотрено заявление Фабрый А.С. который обратился к Парламенту Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики о нарушении права избирать и быть избранным на внеочередных выборах Президента Республики Казахстан 26 апреля 2015 года. Из содержания заявление следует, что заявитель обратился в суд в порядке главы 25 ГПК РК о нарушении права избирать и быть избранным на внеочередных выборах Президента Республики Казахстан 26 апреля 2015 года.
В силу требований пункта 1 статьи 9 ГК РК защита гражданских прав осуществляется судом, арбитражным судом или третейским судом путем: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; взыскания убытков, неустойки; признания сделки недействительной; компенсации морального вреда: прекращения или изменения правоотношений; признания недействительным или не подлежащим применению не соответствующего законодательству акта органа государственного управления или местного представительного либо исполнительного органа; взыскания штрафа с государственного органа или должностного лица за воспрепятствование гражданину или юридическому лицу в приобретении или осуществлении права, а также иными способами, предусмотренными законодательными актами.
Согласно части 1 статьи 24 ГПК РК - суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, если в соответствии с ГПК и другими законами их защита не осуществляется в ином судебном порядке.
Согласно статьи 272, пункта 1 статьи 273 ГПК РК гражданин, общественное объединение, член избирательной комиссии, считающие, что решением, действием (или бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, должностными лицами нарушается право избирать или быть избранными, участвовать в выборах, референдуме, вправе обратиться с заявлением в письменной форме либо в форме электронного документа в суд по подсудности, установленной главой 3 настоящего Кодекса и другими законами.
Заявление, поступившее в период подготовки и проведения выборов, а также в течение месяца со дня голосования, должно быть рассмотрено в пятидневный срок, а поступившее за пять дней до голосования, в день голосования и до объявления итогов выборов - немедленно.
Согласно статьи 49 Закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» суды и органы прокуратуры обязаны принимать заявления членов избирательных комиссий, граждан, представителей зарегистрированных в установленном законом порядке общественных объединений, касающиеся вопросов проведения голосования, в том числе о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в период подготовки и проведения выборов, и рассматривать их в пятидневный срок, а поступившие менее чем за пять дней до голосования и в день голосования - немедленно.
Учитывая, что установленные законом сроки обращения за судебной защитой права гражданина избирать или быть избранными, участвовать в выборах, являются пресекательными, а настоящее заявление подано заявителем по истечении месяца со дня проведения внеочередных выборов Президента Республики Казахстан, заявленное требование не может рассматриваться судом, следовательно, требование заявителя о нарушении права избирать и быть избранным на внеочередных выборах Президента Республики Казахстан 26 апреля 2015 года не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Согласно подпункту 1) части 1 статьи 153 ГПК РК, суд отказал в принятии искового заявления Фабрый Антона Семеновича к Парламенту Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан о нарушении права избирать и быть избранным на внеочередных выборах Президенте Республики Казахстан 26 апреля 2015 года, поскольку заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно части 4 статьи 153 ГПК РК отказ в принятии заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.
В суд №2 Ауэзовского района города Алматы обратился Нарымбаев Е.Е. с иском о признании Указа Президента Республики Казахстан «О назначении внеочередных выборов Президента Республики Казахстан» от 25 февраля 2015 года № 1018 незаконным.
На основании подпункта 1) части 1 статьи 153 ГПК РК, судья отказывает в принятии искового заявления, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Нарымбаев Е.Е. обратился в суд с настоящим иском в порядке Главы 27 ГПК РК.
Согласно статьи 20 Конституционного закона Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан», Указ является одной из форм актов Президента Республики, имеющий обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Конституции Республики Казахстан в судебном порядке, предусмотренном главой 27 ГПК РК, не могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) Президента Республики Казахстан.
Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 марта 1999 года №7/2 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 13, пункта 1 статьи 14, пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан» указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 47 Конституции Республики Казахстан не могут быть предметом рассмотрения в суде действия Президента Республики Казахстан, совершенные им при исполнении своих обязанностей.
При таких обстоятельствах, исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, предусмотренном главой 27 ГПК РК.
Согласно статьи 78 Конституции Республики Казахстан суды не в праве применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.
Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным.
На основании данной нормы Конституции в ходатайстве Нарымбаева Е.Е. о направлении дела в Конституционный Совет РК было отказано в удовлетворении, т.к. в принятии искового заявления отказано.
Аналогичным примером служит обращение в суд Жуалынского района Жамбылской области Нурлыбаева А.А. о признании выборов недействительными и об отмене решение территориальной избирательной комисии о регистрации Тлеубекова Е. депутатом районного маслихата .
В своем исковом заявлении адресованному суду, гражданин Нурлыбаев А.А. ставил вопрос о признании выборов недействительными и об отмене решение территориальной избирательной комисии о регистрации Тлеубекова Е. депутатом районного маслихата.
Суд, изучив исковое заявление и представленные материалы, дал им надлежащую оценку.
Споры по заявлениям о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдумах рассматриваются в соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее ГПК РК).
Согласно статьи 20 пункта 9 Конституционного закона РК «О выборах в Республике Казахстан» решения и действия избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию и (или) в суд в течении десяти дней со дня принятия решения или совершения действия (бездействия), если иные сроки обжалования не установлены указанным законом.
По истечении указанных сроков заявление на решения и действия (бездействия) избирательной комиссии рассмотрению не подлежит. 1 апреля 2014 году решением территориальной избирательной комиссией Тлеубеков Ергали избран депутатом. Нурлыбаев А. имел право обжаловать действие территориальной избирательной комиссии в течении 10 дней согласно ст.112 Конституционного закона РК «О выборах в Республике Казахстан».
Нурлыбаев А. пропустил сроки обжалования и согласно выше указанного закона его заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, а потому согласно ст. 153 п.1 ГПК РК и суд обоснованно отказал в принятии заявления в производство суда.
В 2015 году имело место подача иска о признании выборов в маслихаты Республики Казахстан от 31 марта 201 года недействительными.
Республиканское общественное объединение «Общенациональная социал-демократическая партия» (РОО «ОСДП») обратилось с заявлением о признании незаконным распоряжения секретаря маслихата города Алматы от 23.02.2015 года № 5 в части пункта № 5 слов «или отсутствия конкурентности» и действий маслихата города Алматы о включении в избирательные бюллетени для голосования от 31.03.2015 года представителей иных общественных объединений (кроме политических партий), а также о признании недействительными результатов выборов членов избирательных комиссий, проведенных маслихатом города Алматы 31.03.2015 года по избирательным комиссиям № 482, № 483, № 484, № 485, № 487, № 488, № 501, № 502, № 503, № 504, № 506, № 507, № 508, № 510, № 511, № 512, № 513, № 514, № 515, № 516, № 517, № 518, № 519, мотивируя тем, что были ущемлены права РОО «ОСДП» быть представленным в составе избирательных комиссий города Алматы, в порядке, предусмотренном ст. 10 Конституционного Закона «О выборах в Республике Казахстан», полагает, что вместо их представителей членами избирательных комиссий неправомерно были избраны представители от общественного объединения «Центр гражданской инициативы», что подтверждается протоколом счетной комиссии от 31.03.2015 года. Заявитель полагает, что в установленные сроки представил в маслихат города своих кандидатов в члены 23-х избирательных комиссий, однако, несмотря на то, что своих кандидатов в указанные избирательные комиссии представили семь политических партий, и данных кандидатов было достаточно для избрания избирательных комиссий, состоящих из семи членов, в бюллетени неправомерно были включены кандидаты от двух иных общественных объединений: ОО «Центр гражданской инициативы» и общественного объединения «Ветеранов и инвалидов войны в Афганистане «Ардагер»», тем самым была нарушена ст. 10 Конституционного Закона «О выборах в Республике Казахстан», согласно которой предложения иных общественных объединений принимаются только в случае отсутствия предложений политических партий.
В судебном заседании представители истца Самбетбай Т.Д. и Уткин С.Г. поддержали заявленные требования с учетом уточнений и просили удовлетворить.
В судебном заседании представитель маслихата города Алматы, адвокат Голофаст В.А. заявление не признал и пояснил, что 28.02.2015 года маслихатом г.Алматы, путем опубликования соответствующего объявления в печатном издании «Вечерний Алматы» № 25, было объявлено об образовании и проведении выборов членов избирательных комиссий по 43 избирательным комиссиям, в составе 301 члена. 27.03.2015 года в маслихат поступило предложение заявителя о включении 28 кандидатов в избирательные бюллетени участковых избирательных комиссий. В ходе осуществления мероприятий по проверке представленных кандидатов на соответствие требованиям Конституционного Закона «О выборах в Республике Казахстан», было установлено, что пять кандидатов не соответствуют требованиям п.10 ст.19 Закона, поскольку они не проживают на территории территориально-административной единицы - города Алматы, где находятся соответствующие избирательные комиссии. В силу данных причин, протоколом временной комиссии маслихата г.Алматы V-созыва по подготовке материалов и формированию избирательных комиссий от 30 марта 2015 года данным кандидатам (Бисембаева Ж.К., Коптилеуов Ж.Б., Сикимбаева А.Т., Алимбекова Р.К., Коптлеуов Е.Ж.) было отказано во включении в бюллетени голосования. В результате со стороны РОО «ОСДП» были зарегистрированы и включены в бюллетени голосования 23 кандидата участковых избирательных комиссий. По состоянию на 18:00 часов 28.02.2015 года от политических партий был представлен только 281 кандидат, вместо необходимых 301.
Таким образом, протоколом Временной комиссии был констатирован факт отсутствия кандидатов от партий и принято решение о включении в избирательные бюллетени для голосования кандидатур от двух общественных объединений ОО «Центр гражданской инициативы», а также ОО «Ветеранов и инвалидов войны в Афганистане «Ардагер». Согласно п.3 ст. 10 КЗ «О выборах в РК» в случае отсутствия предложений политических партий в установленный маслихатом срок, который должен быть не менее одного месяца до срока образования избирательных комиссий, маслихаты избирают избирательную комиссию по предложению иных общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий. Данные действия маслихата согласовываются с требованиями п.1 ст. 33 Конституции РК. Таким образом, маслихат не считает, что какие либо права заявителя нарушены при избрании кандидатов в избирательной комиссии. В удовлетворении заявленных требований просил отказать. В судебном заседании представители ответчика маслихата города Алматы Булекбаев В.Е., Манзоров Б.Н., Жумабай С.К. дали аналогичные пояснения, в заявленных требованиях просили отказать.
Согласно ст. 65 ГПК РК, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Правомерна ссылка суда на ст. ст. 65, 272 ГПК РК при установленных обстоятельствах о том, что 28 февраля 2015 года в печатном издании «Вечерний Алматы» за № 25 было опубликовано сообщение маслихата города Алматы об образовании нового состава избирательных комиссий.
В данном сообщении указывалось о том, что в соответствии с требованиями статьи 10 Конституционного Закона «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464, маслихат сообщает, что в связи с присоединением части территорий Алматинской области к городу Алматы в городе Алматы образован новый район – Наурызбайский район, а также расширены границы Алатауского, Бостандыкского, Жетысуского, Медеуского и Турксибского районов города Алматы. В этой связи были образованы 42 участковые избирательные комиссии и 1 территориальная избирательная комиссия Наурызбайского района. В этой связи маслихат разместил информацию о проведении выборов членов избирательных комиссий. В сообщении указывалось о том, что политические партии, иные общественные объединения, их структурные подразделения и вышестоящие по отношению к формируемым избирательные комиссии с 28 февраля 2015 года по 28 марта 2015 года предоставляют в маслихат документы, в установленном порядке. Каждая политическая партия была вправе предоставить только одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии.
Кроме того, в официальном сообщении маслихата указывалось о том, что в случае отсутствия предложений политических партий маслихат избирает избирательную комиссию по предложению иных общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий. Всего по городу Алматы должно было быть образовано 43 избирательных комиссий в составе 301 члена избирательных комиссий.
27 марта 2015 года в адрес маслихата поступило предложение РОО «ОСДП» о включении 28 кандидатов в избирательные бюллетени участковых избирательных комиссий.
В ходе осуществления мероприятий по проверке представленных кандидатов на соответствие требованиям Конституционного Закона «О выборах в Республике Казахстан», было установлено, что пять кандидатов не соответствуют требованиям п.10 ст.19 Закона, поскольку они не проживают на территории территориально-административной единицы - города Алматы, где находятся соответствующие избирательные комиссии.
В силу данных причин, протоколом временной комиссии маслихата г.Алматы V-созыва по подготовке материалов и формированию избирательных комиссий от 30 марта 2015 года данным кандидатам (Бисембаева Ж.К., Коптилеуов Ж.Б., Сикимбаева А.Т., Алимбекова Р.К., Коптлеуов Е.Ж.) было отказано во включении в бюллетени голосования.
В результате со стороны РОО «ОСДП» были зарегистрированы и включены в бюллетени голосования 23 кандидата участковых избирательных комиссий. По состоянию на 18:00 часов 28.02.2015 года от политических партий был представлен только 281 кандидат, вместо необходимых 301 кандидата.
Протоколом Временной комиссии был зафиксирован факт отсутствия кандидатов от партий и принято решение о включении в избирательные бюллетени для голосования кандидатур от двух общественных объединений ОО «Центр гражданской инициативы», а также ОО «Ветеранов и инвалидов войны в Афганистане «Ардагер».
Согласно п.1 ст. 10 Конституционного Закона «О выборах в Республике Казахстан» государственными избирательными органами, организующими подготовку и проведение выборов в Республике, являются избирательные комиссии.
Согласно п.2 ст. 33 Конституции РК граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме.
Статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, к которому 15.11.2003 года присоединилась Республика Казахстан, запрещает необоснованные ограничения права голосовать и права быть избранным.
Обоснованные ограничения гражданских и политических прав, в том числе избирательного права, Пакт не исключает при условии, что такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами государств по международному праву и не влекут дискриминации на основе признаков расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения (статьи 4 и 5 Пакта).
Согласно п.3 ст. 10 Конституционного Закона «О выборах в Республике Казахстан» в случае отсутствия предложений политических партий в установленный маслихатом срок, который должен быть не менее одного месяца до срока образования избирательных комиссий, маслихаты избирают избирательную комиссию по предложению иных общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий.
Заявитель полагает, что внесением таких слов как «отсутствие конкурентности» пунктом 5 распоряжения маслихата города Алматы от 23.02.2015 года за № 5 нарушаются его права, не обосновав при этом о каких именно нарушениях прав идет речь.
В пункте 5 распоряжения маслихата представлены права Временной комиссии принимать иные кандидатуры, в том числе от общественных объединений в случае отсутствия или недостаточного количества кандидатов в состав избирательных комиссий.
Данная фраза не противоречит требованиям ст. 10 вышеназванного Закона, а также не нарушает Конституционных прав, свобод и охраняемых Законом интересов заявителя. Наряду с предложениями от политических партий, в том числе 23 кандидатов от РОО «ОСДП», в бюллетени для голосования были включены кандидаты от ОО «Центр гражданской инициативы» и ОО «Ветеранов и инвалидов войны в Афганистане «Ардагер».
Тем самым, маслихатом были обеспечены условия реализации ст. 33 Конституции РК.
По итогам рейтингового голосования, проведенного 31 марта 2015 года по выборам членов комиссий были избраны 301 человек от: Коммунистической народной партии Казахстана – 43 человека, от Демократической партии Казахстана «Ак жол» - 43 человека, от Партии патриотов Казахстана – 43 человека, от Партии «Нур Отан» - 43 человека, от Политической партии «Бiрлiк» - 43 человека, от Казахстанской социалдемократической партии «Ауыл» - 43 человека, от ОСДП – 0 человек, от ОО «Центр гражданской инициативы» - 43 человека, от ОО ««Ветеранов и инвалидов войны в Афганистане «Ардагер» - 0 человек. Вышеуказанные обстоятельства указывают на соблюдение маслихатом требований законодательства о предоставлении равных избирательных прав, отвечающих Конституционным принципам, а также международным договорам.
Республика Казахстан, признавая и гарантируя права и свободы человека в соответствии с Конституцией (пункт 1 статьи 12), допускает обоснованные ограничения прав граждан.
Они возможны "только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты Конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения" (пункт 1 статьи 39).
Пунктом 16 Нормативного постановления Верховного суда РК от 11.07.2003 года № 5 «О судебном решении» предмет иска обуславливается конкретными требованиями истца (заявителя) и определяется как материально-правовое обеспечение с указанием сути нарушения или угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов обратившегося.
Заявителем не представлено доказательств нарушений его прав и свобод.Согласно ч.2 ст. 218 ГПК, суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ч.2 ст. 15 ГПК, стороны избирают в ходе гражданского судопроизводства свою позицию, способы и средства ее отстаивания самостоятельно и независимо от суда, других органов и лиц.
Суд полностью освобожден от сбора доказательств по собственной инициативе в целях установления фактических обстоятельств дела, однако по мотивированному ходатайству стороны оказывает ей содействие в получении необходимых материалов в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом.
Согласно ст.ст. 65, 77 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания требований и возражений, которые подлежат оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения дела.
В соответствии со ст. 66 ГПК доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, суду первой инстанции и исследуются в судебном разбирательстве. Непредставление суду первой инстанции имеющихся у стороны доказательств исключает возможность представления этих доказательств суду апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
В силу требований статьи 110 ГПК не подлежат взысканию понесенные заявителем судебные расходы.
В удовлетворении заявления Республиканского общественного объединения «Общенациональная социал-демократическая партия» о признании незаконным распоряжения секретаря маслихата города Алматы от 23.02.2015 года № 5 в части пункта № 5 слов «или отсутствия конкурентности» и действий маслихата города Алматы о включении в избирательные бюллетени для голосования от 31.03.2015 года представителей иных общественных объединений (кроме политических партий), а также о признании недействительными результатов выборов членов избирательных комиссий, проведенных маслихатом города Алматы 31.03.2015 года по избирательным комиссиям № 482, № 483, № 484, № 485, № 487, № 488, № 501, № 502, № 503, № 504, № 506, № 507, № 508, № 510, № 511, № 512, № 513, № 514, № 515, № 516, № 517, № 518, № 519 отказано в полном объеме.
Нормативно правовые акты
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, затрагивающими сферу защиты избирательных прав граждан, общественных объединений, участвующих выборах, референдумах, являются
Конституция Республики Казахстан,
Конституционный закон РК «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года с учетом внесенных изменений.
Дела данной категории рассматриваются по правилам главы 25 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан (ст. ст. 272- 274), Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Закона Республик Казахстан «О борьбе с коррупцией», Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 11 июля 2003 года №5 «О судебном решении».
Внимание!
Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.
Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.
Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела
Скачать документ
-
Защита избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдумах
464 скачиваний -
2401_ШЕШІМ_АПК_ОҚО
414 скачиваний -
2401_РЕШЕНИЕ_ГПК_Мангистауская область
417 скачиваний -
2401_РЕШЕНИЕ_ГПК_г.Алматы
408 скачиваний